С 1 декабря 2025 года российских водителей ждут значительные изменения. Правительство вводит новый порядок расчета утилизационного сбора, который теперь будет зависеть не только от объема двигателя, но и от его мощности. Для автомобилей с двигателем мощностью более 160 л.с. ставка утильсбора заметно возрастет, что, как ожидается, приведет к росту цен. Наибольший удар это нанесет по машинам, ввезенным по схеме параллельного импорта, ставшей ключевым каналом поставок многих зарубежных моделей.
По данным Autonews, за три квартала текущего года в Россию уже было ввезено свыше 200 тысяч новых и подержанных автомобилей, подпадающих под новые, более строгие правила. Эксперты прогнозируют, что после 1 декабря цены на эти машины могут вырасти настолько, что некоторые модели исчезнут с рынка.
Рынок новых автомобилей, поставляемых неофициально, уже ощущает приближение изменений. Статистика показывает, что за девять месяцев в страну поступило более 62 тысяч новых машин с двигателями мощностью свыше 160 л.с. Среди них — как китайские бестселлеры, так и модели ушедших европейских и японских брендов. Например, одним из самых популярных стал Geely Monjaro с мотором мощностью 238 л.с., ввезено почти 6 тысяч штук, с текущей ценой от 4,85 млн рублей.
Не отстаёт и Toyota RAV4 (171 л.с.), ввезено почти 5 тысяч экземпляров. За ними следуют более крупные кроссоверы, такие как Toyota Highlander (248 л.с.) и премиальные BMW X3 и X5. Даже легендарный Mercedes-Benz G-Class (367 л.с.) и американский пикап RAM 1500 (540 л.с.) находили своих покупателей, несмотря на высокие цены — от 25,4 млн и 11,7 млн рублей соответственно. Все эти модели теперь находятся в зоне риска.
Сегмент подержанных автомобилей пострадает еще сильнее. За тот же период в страну было ввезено более 205 тысяч подержанных машин с двигателями свыше 160 л.с. и возрастом старше трех лет. Для них рост утильсбора станет особенно ощутимым. Среди лидеров импорта — корейские кроссоверы и седаны. Например, Hyundai Palisade (200 л.с.) и Kia Sorento (179 л.с.) пользовались большим спросом, ввезено по 4,5 тысячи штук. Цены на них с небольшим пробегом остаются на уровне 4,5–6 млн рублей.
Также в топе — бизнес-седан BMW 5-Series (190 л.с.), семейный минивэн Kia Carnival (199 л.с.) и японский универсал Subaru Levorg (177 л.с.). Даже подержанные BMW X5 и X3, а также Toyota RAV4 активно ввозились частными продавцами и дилерами. Для всех этих автомобилей декабрьские изменения правил станут поводом для значительного подорожания, что заставит многих покупателей пересмотреть свои планы.