В опросе Autonews, в котором приняли участие более 1,6 тысячи человек, респондентов спросили, когда могут быть введены новые правила расчета утилизационного сбора.
Почти половина участников (45%) уверены, что изменения вступят в силу 1 января 2026 года, одновременно с общей индексацией.
Еще 26% считают, что новые правила начнут действовать 1 декабря 2025 года. При этом 19% опрошенных полагают, что никаких изменений не будет вовсе, а обсуждение темы — лишь способ стимулировать продажи на автомобильном рынке.
Оставшиеся 10% предположили, что новые нормы могут заработать уже 1 ноября.
Ранее Минпромторг предложил пересмотреть порядок расчета утильсбора, привязав его к мощности двигателя и введя прогрессивную шкалу. Согласно инициативе, льготный сбор, который физлица оплачивают при ввозе автомобиля из-за границы, сохранится только для машин мощностью до 160 л. с. Если показатель выше, придется платить коммерческий утильсбор — значительно больший по размеру. В ведомстве подчеркнули, что идея была разработана по запросу ассоциации «Объединение автопроизводителей России».
Изначально предполагалось, что новая методика начнет действовать с 1 ноября текущего года, однако по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова срок перенесли на месяц позже.
Первый аналог утилизационного сбора появился в России еще в 2009 году. Тогда владельцы могли сдать старый автомобиль на переработку, уплатив стандартный сбор в 3 000 рублей, и получить сертификат на скидку 50 000 рублей при покупке новой машины российского производства. Полноценный утильсбор ввели в 2012 году после вступления России в ВТО: сначала его платили только импортеры, а с 2014