«ЗР» рассказал о планах ставить двигатели BMW серийно на «Волги» и «Запорожцы»
Автор Макс ШульцЭксперты журнала «За рулем» решили провести экскурс в историю и вспомнить, как немецкие двигатели BMW едва не попали на советские «Волги» и «Запорожцы».
В 1920-е годы советский Союз и Германия были партерами по ряду промышленных отраслей. Так, в 1923 году Московский завод в Филях, куда из Риги перевезли оборудование Руссо-Балтийского завода, передали в концессию немецкой фирме Junkers. После чего в Москве начали производить эти самолеты. Примерно в те же годы Советский Союз приобрел лицензию на производство мотоциклов 12-цилиндровых авиационных двигателем BMW VI. В 1930-е годы сотрудничество было прекращено. Но это не помещало выйти на свет советскому мотоциклу M-72, который стал копией немецкого мотоцикла BMW R71. Двигатель автомобиля «Москвич-412» был концептуально похож на немецкий мотор BMW M10.
Для автомобиля ЗАЗ-965 в качестве мотора также мог стать агрегат от BMW. В конце 1950-х годов НАМИ закупил практически все европейские модели автомобилей для исследования. Советским инженерам очень понравился двигатель автомобиля BMW 600. Двухцилиндровый оппозитный мотор с воздушным охлаждением мощностью 19,5 лошадиных сил установили на «Москвич-444». Именно эта модель стала в дальнейшем микролитражкой «Запорожец» ЗАЗ-965.
В 70-х годах компании BMW и Mercedes-Benz активно налаживали связи с Советским Союзом. В 1973 году в Москве провели выставку автомобилей обеих компаний. В свою очередь всесоюзное объединение автоэкспорт, поставлявшее советские автомобили за рубеж, показало ГАЗ-24 «Волга» с двигателем от BMW 2500. Машина получила индекс ГАЗ-24-98. Двигатель рабочим объемом 2,5 литра развивал 150 лошадиных сил мощности и 211 Нм крутящего момента. В паре с немецким двигателем работала советская коробка передач. Однако «Волга» с немецким мотором стоила вдвое дороже обычно, поэтому успехом это сотрудничество не увенчалось.