Журнал «За рулем» рассказал об особенностях экспортных «Запорожцев» и ЛуАЗов
Автор Анатолий ОсеннийВ СССР автомобили «Запорожец» и ЛуАЗ вызывали у граждан улыбки и насмешки. Однако мало кто знает, что «Запорожцы» и ЛуАЗы экспортировали в другие страны десятками тысяч штук. При этом экспортные машины отличались от тех, которые поставлялись на внутренний рынок. Эксперты журнала «За рулем» рассказали, чем отличались экспортные модификации.
«Запорожец» стал первым советским автомобилем, которому придумали экспортное имя. Он получил название «Ялта». Сделано это было для Финляндии, так как на финском языке прочитать и произнести слово «Запорожец» было очень сложно, поэтому модель получила название Jalta. А вот в Голландии название машины писалось — Yalta.
ЗАЗ-965 поставлялся в Финляндию с 1962 года. Экспортные «Запорожцы» тщательно доводились по качеству. Экспортные «Запорожцы» получили переднюю панель кузова с выпуклой средней частью вместо серийной панели с углублением. Также машины оснащались молдингами и зеркалом заднего вида на левом крыле. У экспортных «Запорожцев» была улучшенная обивка салона и хромированное кольцо звукового сигнала на руле. Дополнительно могли быть установлены импортные шины.
Помимо горбатых «Запорожцев» поставлялась модель ЗАЗ-966, прозванная в народе ушастым. Выпускали неизвестный в СССР вариант с двигателем уменьшенного с 1,2 до 1,1 л объема. Степень сжатия такого мотора увеличили – он развивал те же 40 л.с. Экспортная модификация получила название SAS Eliette. Также для экспорта выпускались «Запорожцы» с 45-сильными моторами, рассчитанными на бензин Аи-93.
Забавно, но на экспорт отправляли даже внедорожники ЛуАЗ. На Западе название машины LUAZ даже в шутку расшифровывали Little UAZ — маленький УАЗ. На выставке в Турине показали ЛуАЗ с двигателем Ford рабочим объемом 1,1 литр. В Италии внедорожник продавали под названием Volin 969. Имя «Волынь» в Советском Союзе не прижилось.