Ждали 30 лет: в России началась разработка классической коробки-автомат

avtomatvariator avtomatvariator

В России готовятся к запуску массового производства «классического» автомата — надёжной АКПП с гидротрансформатором. Уже через год такие коробки передач могут появиться на автомобилях Lada.

Впервые за многие годы в стране может массово выпускаться автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором — именно такой тип АКПП считается наиболее надёжным и подходящим для российских дорог. Хотя отечественная разработка «КАТЕ» существует с 2016 года, изначально она создавалась инженерами специально для автомобилей премиального проекта Aurus. Девятиступенчатая АКПП, рассчитанная на крутящий момент до 1000 Нм, до сих пор используется только на этих эксклюзивных машинах, выпускаемых малыми сериями, и не подходила для массового производства из-за высокой стоимости и сложности конструкции.

Однако теперь технология начинает распространяться шире. Модифицированные версии трансмиссии уже проходят испытания на автобусах НЕФАЗ, а система управления от этой АКПП будет использоваться на автобусах ЛИАЗ. Это первый шаг к созданию унифицированной платформы для общественного транспорта на базе современных российских решений. Унификация позволит снизить эксплуатационные расходы, упростить обслуживание и подготовить инфраструктуру для будущей электрификации городского транспорта.

Параллельно для легковых автомобилей готовится расширение локализации производства. Как еще в мае сообщил исполнительный директор ФГУП НАМИ Денис Ендачев, в ближайшее время стартует проект освоения производства шести- и восьмиступенчатых автоматических коробок на российских заводах. Ожидается, что ресурс этих АКПП достигнет 250 тысяч километров — соответствуя современным требованиям к надёжности. Коробки будут адаптированы к суровым условиям эксплуатации: низким температурам, плохим дорогам и длительным поездкам, что делает их более практичными по сравнению с вариаторами и роботизированными трансмиссиями.

Наиболее вероятным кандидатом для массового производства называют шестиступенчатую АКПП 6AT18 от китайской компании WLY, уже применяемую на Geely Emgrand. Она рассчитана на крутящий момент до 180 Нм, отличается умеренной стоимостью и подходит для большинства бюджетных и средних моделей российского автопрома, включая Lada. Хотя АвтоВАЗ пока использует китайский вариатор, переход на классический «автомат» остаётся реальной перспективой.

Если планы реализуются, массовое производство надёжных и долговечных автоматических коробок передач в России может начаться уже в ближайшие годы. Впервые за долгое время отечественный автопром, как легковой, так и коммерческий, получит современную и полностью локализованную трансмиссию.