Стало ясно, почему китайские автопроизводители начали уходить с российского рынка. Период стремительного роста продаж сменился резким падением. Ещё недавно Россия была одним из самых прибыльных направлений для китайских компаний, однако в 2025 году ситуация изменилась, сообщает CarNewsChina. С января по сентябрь Китай поставил в Россию лишь 357 700 новых автомобилей — на 58% меньше, чем годом ранее.
Из-за такого спада Россия опустилась с первого на третье место среди крупнейших рынков сбыта для Китая. Лидерами теперь стали Мексика (410 700 машин) и ОАЭ (367 800).
Ключевым моментом ухудшения стал осенний скачок 2024 года, когда утильсбор на импортные автомобили повысили на 70–85%. Например, за машину с двигателем 2–3 литра старше трёх лет теперь нужно платить 2,37 млн рублей вместо прежних 1,3 млн. В январе 2025 года выросли и импортные пошлины — до 20–38%, из-за чего китайские автомобили утратили ценовое преимущество.
Ситуацию осложнило и закрытие «серых» схем ввоза через Казахстан, позволявших оформлять новые автомобили как подержанные. Лазейку перекрыли в апреле 2024 года.
Дополнительным фактором стал экономический спад в России. Из-за ключевой ставки в 21% автокредиты подорожали примерно до 30% годовых. Средняя стоимость автомобиля выросла до 3,35 млн рублей (более 40 тысяч долларов), что значительно снизило спрос.
В результате продажи новых машин за девять месяцев 2025 года сократились на 25%, до 1,014 млн. Китайские бренды реализовали 576 тысяч автомобилей — почти вдвое меньше, чем год назад.
На фоне резких изменений автокомпании начали сокращать присутствие в стране. В первом квартале 2025 года закрылось 274 дилерских центра, из них 213 — китайские (около 80%). Ведущие производители урезают масштабы деятельности. Так, Chery объявила о планах сокращать присутствие из-за падения прибыли после повышения утильсбора, уже продала часть активов и намерена постепенно уйти с российского рынка к 2027 году.