С 1 июля 2025 года на территории России вступает в силу новое регулирование, касающееся автокредитования: Банк России вводит лимиты на выдачу займов гражданам с высоким уровнем долговой нагрузки (ПДН — показатель долговой нагрузки).
Эксперты отмечают, что эти меры сделают процесс получения автокредита более сложным и продолжительным, а также снизят доступность заемных средств для определённой категории граждан. В первую очередь это коснётся тех, кто тратит более 50% своего ежемесячного дохода на погашение ранее оформленных кредитов и займов.
Причины и цели нововведения
Основанием для внедрения ограничений послужил закон, принятый в ноябре 2024 года, который наделил Банк России полномочиями по регулированию объемов выдачи кредитов с повышенными рисками. Согласно позиции регулятора, лимиты направлены на сдерживание роста закредитованности населения и снижение системных рисков в банковском и микрофинансовом секторах.
Президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин выразил поддержку политике ЦБ, отметив, что такие меры необходимы для поддержания финансовой стабильности и защиты интересов потребителей.
Что изменится для заемщиков и кредиторов
Как пояснил руководитель отдела продаж сервиса «еКредит» Никита Марголин, с 1 июля банки и микрофинансовые организации смогут выдавать не более 20% от общего объема новых автокредитов заемщикам, чья долговая нагрузка превышает 50% от совокупного дохода.
Кроме того, для крупных автокредитов — на суммы свыше 1 млн рублей — официальное подтверждение дохода станет обязательным требованием. Это может включать предоставление справок о доходах, налоговых деклараций или выписок с банковских счетов, что в свою очередь замедлит процесс одобрения и оформления кредита.
Последствия для рынка
Эксперты полагают, что ужесточение требований к заемщикам может привести к снижению общего объема выдачи автокредитов и, как следствие, к снижению продаж автомобилей, особенно в бюджетном сегменте.
«Таким образом, для части клиентов с высокой, но формально допустимой долговой нагрузкой (менее 50%) доступ к автокредитованию может стать более затруднённым или финансово менее выгодным из-за увеличения процентных ставок и дополнительных требований со стороны кредиторов», — резюмирует Марголин.