В РФ началась подготовка к реформе такси: частников отделят от таксопарков

taxivesta taxivesta

Принятый два года назад закон, который должен был навести порядок на рынке такси, дал обратный эффект. Вместо прозрачности — рост теневого сектора. Миллионы водителей предпочли уйти из легального поля. Теперь власти намерены пересмотреть подход к регулированию отрасли. Изменения затронут не только перевозчиков, но и пассажиров.

Главная проблема, как выяснилось, в том, что закон объединил в одну категорию совершенно разные модели бизнеса — крупные таксомоторные парки и частных водителей, подрабатывающих на личных автомобилях. Это породило правовую коллизию, требующую срочного решения.

В Государственной Думе уже готовят пакет поправок. Как сообщает «Российская газета», инициативу внес заместитель председателя думского комитета по контролю Дмитрий Гусев. Предлагается четко разграничить виды деятельности и ввести отдельную категорию перевозчиков для самозанятых водителей с более гибкими требованиями. Идею уже поддержали участники межфракционного совещания.

Сегодняшние правила оказались попросту невыполнимыми для частных водителей. От них требуют перекрашивать личные автомобили в фирменные цвета такси, покупать дорогие коммерческие страховки, а также ежедневно проходить медосмотр и техосмотр — даже если поездка не связана с работой. В результате тысячи водителей предпочли работать без регистрации, уходя в «серую» зону.

Масштабы проблемы внушительны. По данным руководителя «Объединения самозанятых России» Ивана Литвинова, официально зарегистрированы в государственной системе «Такси» лишь около 190 тысяч человек. При этом реальное число водителей, оказывающих услуги через приложения, оценивается в 3–5 миллионов. Большинство из них не могут легализоваться из-за чрезмерных бюрократических требований.

Эксперты сходятся во мнении, что рынок нуждается в дифференцированном подходе. В России, считают специалисты, должны официально сосуществовать две модели: классическое такси и райдхейлинг — перевозки, осуществляемые частными водителями через цифровые платформы. Юридическая основа для этого уже есть в законе о платформенной экономике. Ведь очевидно, что человек, решивший подвезти пассажира после работы, не может выполнять все формальные требования профессионального перевозчика.

Председатель организации «Цифровой мир» Валерий Корнеев обращает внимание и на другую проблему. Из-за чрезмерных требований большинство водителей вынуждены ежедневно нарушать закон — покупать поддельные путевые листы с заранее проставленными штампами медиков и механиков. Это подпитывает теневой рынок и никак не повышает безопасность перевозок.