Китайская компания AutoFlight представила водный вертипорт для электрических самолётов вертикального взлёта и посадки (eVTOL), что стало важным шагом в развитии низковысотного транспорта. Эта система, разработанная совместно с компанией CATL, является первым интегрированным решением «море–воздух» в секторе eVTOL.
Новая платформа сочетает «безуглеродный водный вертипорт» с eVTOL-самолётами, открывая новые возможности воздушной мобильности над крупными водными пространствами. Она решает ключевые проблемы: ограниченный выбор наземных площадок, медленное строительство инфраструктуры и сложные процессы взлёта и посадки, делая низковысотные перевозки более практичными и масштабируемыми.
Водный вертипорт может быть быстро развернут, предлагая гибкую альтернативу традиционным наземным хабам и помогая превратить концепцию низковысотной экономики в реальность. Платформа поддерживает пять ключевых сценариев: обслуживание энергетических платформ, экстренное спасение, высокочастотные поездки на работу, морско-воздушный туризм и мобильные кластеры вертипортов.
Вертипорт полностью работает на электричестве: широкая палуба служит посадочной площадкой, покрытой солнечными панелями, а кабина выполняет функции зала ожидания для пассажиров и технической диспетчерской. Все эти элементы создают гибкую систему для взлёта, посадки и зарядки eVTOL, обеспечивая интеллектуальную координацию и обмен данными с воздушными судами.
Система поддерживает несколько флагманских моделей eVTOL, включая промышленный «Белая Акула», двухтонный грузовой самолёт «CarryAll» и шестиместный пассажирский лайнер «Prosperity». Вместе с вертипортом они формируют полностью интегрированную систему «земля–море–воздух», обеспечивая быструю транспортировку для различных задач — от доставки грузов до пассажирских перевозок, расширяя охват и гибкость низковысотной воздушной мобильности.
Первая партия систем уже была поставлена первым клиентам, открывая путь к широкому внедрению водных перевозок на низкой высоте. Испытания показали, что eVTOL-самолёты могут достигать морских платформ на расстоянии до 150 км менее чем за час, что более чем в 10 раз быстрее обычного транспорта. В сочетании с дронами для поиска время реагирования при морских спасательных операциях сокращается более чем вдвое.
В прибрежных и островных зонах перелёт на 50 км через море занимает около 20 минут, а стоимость билета в будущем прогнозируется на уровне примерно 42 долларов. AutoFlight планирует масштабировать систему в ближайшие три–пять лет, ожидая быстрого роста интегрированного решения «море–воздух».
К 2030 году платформа сможет обслуживать основные офшорные ветряные электростанции Китая, охватывать более половины ключевых портов и соединять многочисленные прибрежные и речные городские кластеры, предлагая более быстрые и гибкие перевозки по суше и воде. Согласно прогнозам Управления гражданской авиации Китая, объём рынка низковысотной экономики достигнет около 210 миллиардов долларов к 2025 году и превысит 490 миллиардов долларов к 2035 году благодаря растущему спросу на городскую воздушную мобильность, офшорные операции и низковысотные транспортные решения.