В Китае активно обсуждается проблема так называемых “нулевых” подержанных автомобилей — машин, которые официально числятся проданными, но на самом деле практически не эксплуатировались. Эти автомобили всё чаще появляются на вторичном рынке, вызывая беспокойство относительно влияния такой практики на автомобильную отрасль.
Суть проблемы в том, что новые легковые автомобили регистрируют на аффилированные дилерские центры или сторонние компании, а затем перепродают как подержанные, хотя они фактически почти не использовались. Это позволяет производителям выполнять планы продаж, автосалонам избавляться от залежавшихся запасов, а также иногда использовать различные субсидии и льготные условия при экспорте.
По информации портала CarNewsChina, основной причиной такой схемы называют избыток производственных мощностей. По состоянию на апрель 2025 года на складах находилось около 3,5 миллиона автомобилей, а загрузка конвейеров некоторых предприятий опускалась ниже 50%. Ситуация осложняется ценовыми войнами и зависимостью от государственных субсидий, особенно в сегменте электромобилей.
Для покупателей такие автомобили привлекательны скидками до 30% от первоначальной цены. Однако подобные сделки сопряжены с рисками: гарантийный срок начинает исчисляться с момента первой регистрации, поэтому покупатель теряет часть гарантийного периода. Кроме того, могут возникнуть проблемы с непогашенными кредитами или сомнительной историей владения.
В ответ на растущие опасения 27 мая Министерство торговли КНР провело совещание с участием крупных производителей, включая BYD и Dongfeng. Обсуждаются меры по ужесточению контроля сделок и предотвращению манипуляций с данными о продажах.
Эксперты советуют покупателям тщательно проверять историю автомобилей, уделять внимание дате первой регистрации и обслуживанию. Слишком большие скидки, превышающие 30%, могут свидетельствовать о том, что автомобиль продаётся по “серой” схеме.
Руководитель Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь и другие специалисты подчёркивают необходимость повышения прозрачности сделок, улучшения планирования производства, развития рынка подержанных автомобилей для экспорта и укрепления доверия клиентов.