Система автоматического глушения мотора в момент остановки, известная под названием Start & Stop, прочно вошла в комплектацию машин с бензиновыми и дизельными двигателями. Ее задача – сокращение потребления горючего и уменьшение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Однако в последнее время водители все чаще задаются вопросом о потенциальном вреде этой технологии для турбированных двигателей, которыми сегодня оборудовано большинство автомобилей, сообщает портал “Тарантас Ньюс”.
Start & Stop глушит двигатель, когда машина полностью останавливается, например, перед светофором или в пробке. При нажатии на педаль сцепления или газа двигатель автоматически запускается. На первый взгляд – это выгодно, экологично и удобно.
Но есть один важный момент: для турбированных моторов остановка двигателя не всегда безопасна, особенно сразу после интенсивной езды.
Турбокомпрессор использует энергию отработанных газов для вращения турбины, которая нагнетает воздух в двигатель. Это увеличивает мощность без увеличения объема. Турбина вращается со скоростью до 200 000 оборотов в минуту и нагревается до температуры выше 900 °C. Для ее стабильной работы необходимо постоянное поступление масла, выполняющего функции смазки и охлаждения.
При резкой остановке двигателя подача масла прекращается, а турбина продолжает вращаться по инерции. В эти секунды без смазки происходит перегрев и износ масла, что может привести к образованию отложений, засорению каналов и поломке турбонагнетателя. Замена турбины – дорогостоящая процедура.
Ранее рекомендовалось не глушить двигатель сразу после активной езды, а дать ему поработать на холостом ходу 30–60 секунд для охлаждения турбины. В чем же проблема с Start & Stop?
Современные автомобили с системой Start & Stop могут глушить двигатель практически сразу после остановки, не давая турбине остыть. Теоретически это может снизить срок службы турбонаддува, особенно после интенсивного разгона или езды с нагрузкой.
Производители учитывают эти риски и применяют защитные алгоритмы в современных системах Start & Stop. Они анализируют различные параметры, такие как температура двигателя, уровень заряда аккумулятора, потребление энергии и режим работы турбины. Если условия небезопасны, система не глушит двигатель.
Если автомобиль современный, исправен и хорошо обслуживается, система Start & Stop, вероятно, не причинит вреда. Однако, если двигатель отключается слишком рано, например, после быстрой езды или при высокой температуре, возможно, стоит отключить функцию вручную. Это особенно важно для старых моделей или автомобилей с простыми версиями системы.
В любом случае, осторожность не помешает. Изучите работу Start & Stop на вашем автомобиле и используйте систему осознанно. Турбина – дорогостоящая деталь, поэтому лучше перестраховаться, чем ремонтировать.