Стало ясно, как повышение утильсбора может реально повлиять на российский авторынок. Чтобы оценить последствия новых законов и пошлин, важно взглянуть на ситуацию глазами эксперта, занимающегося импортом автомобилей – он способен предсказать реакцию рынка.
Такой эксперт, с которым пообщалась редакция «За рулем», – Александр Степанов, специалист по импорту премиальных автомобилей с 16-летним опытом и собственник компании AUTOSAN.
Если утильсбор действительно увеличат, машины подорожают. Насколько – зависит от мощности и возраста автомобиля.
- Для автомобилей до 160 л.с. изменений не будет – ставка утильсбора для них не меняется.
- Для машин с двигателями мощностью свыше 160 л.с., особенно с объемом 2,5–3,5 литра и возрастом 3–5 лет, рост цен может быть существенным – от 500 тысяч до 2–3 млн рублей. Чем больше объем двигателя, тем выше сумма утильсбора. Если производитель или импортер не сможет компенсировать расходы, вся сумма будет заложена в цену автомобиля.
Покупатели массового сегмента почувствуют даже небольшое повышение стоимости. В премиальном сегменте спрос вряд ли снизится: выбор ограничен, а покупка чаще определяется комфортом и статусом, а не необходимостью.
- Для автомобилей до 160 л.с., таких как кроссоверы и седаны из Китая и Кореи с моторами 1,5–1,6 литра, повышение утильсбора не повлияет на цену.
- Автомобили мощнее 160 л.с., особенно 3-литровые SUV возрастом 3–5 лет, попадут под значительное ценовое давление. Утильсбор на эти модели может достигать 2–3 млн рублей, что напрямую увеличит их стоимость. Наибольший рост цен ожидается для BMW X5, Audi Q7, Mercedes-Benz GLE и Toyota Land Cruiser.
Машины до трех лет и новые автомобили, скорее всего, будут ввозиться через Беларусь, где они растаможиваются по льготной схеме с 50%-ной скидкой на утильсбор, после чего попадают в Россию с оплатой коммерческого утильсбора. Это приведет к небольшому удорожанию, но премиум-покупателей это не остановит – альтернативы на рынке фактически нет.
Рост цен на автомобили – не прихоть, а результат цепочки факторов: подорожала логистика, страховка, фрахт, изменился курс валют. Кроме того, новые технологии – системы безопасности, камеры, сенсоры, гибридные установки – тоже требуют инвестиций. При этом автомобили становятся безопаснее и комфортнее.
Однако не всем нужны десятки электронных ассистентов и гигантские экраны, из-за чего создается впечатление переплаты за то, чем не пользуются.
Полностью остановить рост цен невозможно, но его можно смягчить.
- Государству стоит подходить к налогообложению гибко: повышать утильсбор с учетом мощности двигателя и класса автомобиля.
- Необходимо поддерживать локальную сборку и упростить сертификацию базовых комплектаций, чтобы предлагать машины по адекватной цене без потери качества.
Если говорить о «лишнем», это крупные мультимедиа, колеса 21–22 дюйма, премиальные аудиосистемы на 20 динамиков и сложные ассистенты водителя, которые в российских условиях работают не всегда корректно. Отказ от этого может снизить цену машины на 10–15% без ущерба для надежности и безопасности.
Александр Степанов:
«Идея «народного автомобиля» в России здравая, но только если создавать действительно простой, надежный и доступный транспорт, а не дешевый премиум. Это должен быть автомобиль B-класса с мотором 1,6 л, 4–6 подушками безопасности, кондиционером и базовой мультимедиа. Реальная цена такого автомобиля – 1,3–1,8 млн рублей при широкой локализации и господдержке. Производителем может стать АВТОВАЗ в партнерстве с китайским брендом, при условии настоящей локализации, а не формальной. Главное – стабильная политика и предсказуемость. Только тогда проект станет массовым, а не разовой акцией».