Идея использовать водород в качестве автомобильного топлива вовсе не нова. Впервые массово к этому виду горючего обратились в СССР, во времена блокады Ленинграда — не из стремления к инновациям, а из вынужденной необходимости. Когда заградительные аэростаты вырабатывали свой ресурс, накопленный в них водород попросту выпускался. А бензина в осаждённом городе катастрофически не хватало.
Воентехник Шелищ нашёл решение: он модернизировал двигатель обычной «полуторки», заставив грузовик ездить на водороде. Спустя десятилетия, в 1976 году, к этой идее вернулись уже в более технологичной форме — в Харьковском исследовательском центре Института проблем машиностроения.
Опытный “Москвич-412”
Суть эксперимента заключалась в расщеплении воды на кислород и водород. Кислород выбрасывался в атмосферу, а водород служил топливом. Для этого инженеры разработали специальный реактор-катализатор, который с помощью оксидов металлов разделял воду на составляющие. Полученный газ по системе дополнительных трубопроводов поступал прямо в цилиндры двигателя.
При этом штатный мотор и всё его оборудование остались без изменений — при желании можно было использовать и обычное топливо. Внешне экспериментальный «Москвич» ничем не отличался от серийных машин (по некоторым данным, сбоку лишь был приварен дополнительный бак).
Оборудование для расщепления воды установили в багажнике. При нажатии на педаль газа скорость химической реакции возрастала, что увеличивало подачу топлива и ускоряло автомобиль. Главное преимущество перед современными водородными машинами состояло в том, что газ не хранился в баллоне — он вырабатывался прямо во время движения. Это значительно снижало риск взрыва. Эксперимент засекретили, и подробности конструкции реактора так и не были раскрыты.
Итоги
Результат оказался успешным: «Москвич-412» действительно ездил на воде. Однако в прессе об этом сообщили в ироничном тоне — как о любопытном техническом курьёзе. Вероятно, так распорядилась верхушка. Никто не собирался перестраивать производство АЗЛК ради новой системы — требовались государственные испытания, разработка мер безопасности, модернизация оборудования, огромные затраты и, главное, время.
Да и необходимости особой не было: нефть тогда стоила дёшево, и страна не испытывала её дефицита. Поэтому водородный «Москвич» так и остался интересным, но забытым экспериментом, в то время как с конвейера продолжали сходить привычные машины, которых советские граждане ждали годами и покупали с радостью.