Ремонт автомобилей по ОСАГО становится одной из самых острых тем на российском авторынке. На ежегодной конференции «Автострахование—2025» эксперты отметили: количество жалоб на сам полис постепенно снижается, но растёт число претензий к качеству и срокам восстановления машин после ДТП.
Главная причина — дефицит оригинальных запчастей. После ухода ряда иностранных производителей и перебоев с поставками параллельного импорта, достать комплектующие для многих моделей стало крайне сложно. В некоторых случаях автовладельцам приходится ждать ремонта по шесть месяцев и дольше, особенно если речь идёт о современных кроссоверах или премиум-классах.
По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), после введения в 2017 году системы натурального возмещения — когда вместо денежной выплаты водитель получает ремонт на станции техобслуживания — её доля сначала достигала 15%. Однако со временем показатель снизился почти втрое — до 5–6%. Система столкнулась с рядом проблем: страховые компании обязаны обеспечивать восстановление машины, но методика ОСАГО не требует использовать исключительно оригинальные детали. В итоге многие владельцы недовольны качеством заменителей и требуют вернуть денежную компенсацию.
Как сообщает издание «Автостат», страховщики предлагают реформировать подход к ремонту. Один из рассматриваемых вариантов — разрешить использование бывших в употреблении (б/у) или восстановленных запчастей, что уже успешно применяется в ряде зарубежных стран, включая Германию и Японию. По опросам, около 40% российских водителей готовы рассмотреть такой вариант, если запчасти будут сертифицированы и получат официальную гарантию. Однако большинство автолюбителей пока опасаются снижения качества ремонта и последующих технических проблем.
Тем временем растёт количество судебных разбирательств. Владельцы автомобилей всё чаще добиваются увеличения выплат: некоторые иски приводят к повышению компенсаций с базовых 400 тысяч рублей до 2 миллионов. Для страховых компаний это означает рост издержек, а для всех автовладельцев — повышение стоимости полисов ОСАГО.
На уровне отраслевых союзов уже обсуждается создание легального рынка сертифицированных б/у запчастей, а также введение частичного денежного возмещения с учётом износа, если выполнить ремонт в разумные сроки невозможно. Эксперты считают, что подобные меры помогут сократить время восстановления автомобилей, снизить нагрузку на страховые компании и в целом стабилизировать рынок ОСАГО в ближайшие годы.