Экономический спад и высокая ключевая ставка постепенно подводят отрасль к кризису — к такому выводу пришли участники конференции «АВТОСТАТ Analytic time», посвящённой коммерческой технике.
Наиболее критичная ситуация сложилась в сегменте крупнотоннажных грузовиков полной массой свыше 16 тонн. За первые четыре месяца 2025 года было реализовано всего 16 400 таких машин — это вдвое меньше показателя аналогичного периода прошлого года.
Продажи КАМАЗа сократились на 15%, что выглядит относительно умеренно на фоне китайских брендов: SITRAK снизил объёмы на 55%, а Shacman — на 63%.
Значительное падение продемонстрировали и другие производители: продажи Урала снизились на 67%, а белорусского MAZ — на 68%. Среди европейских брендов ситуация также тяжёлая: Scania и Mercedes-Benz потеряли 61% и 56% соответственно, что говорит о глубоком спаде в данном сегменте.
Глава агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков отметил, что причиной кризиса стал уход ведущих европейских автопроизводителей с российского рынка, вызвавший дефицит магистральных тягачей и стихийный рост импорта. В 2023 году на фоне повышенного ввоза тягачей и самосвалов возникли значительные товарные излишки.
На сегодняшний день склады переполнены тяжёлыми грузовиками, что практически остановило импорт в ряде категорий. Ранее около 75% подобных машин приобретались через лизинг, но из-за роста процентных ставок компании из транспортной и строительной отраслей не справляются с лизинговыми обязательствами.
Доходность грузового бизнеса не выдерживает конкуренции с банковскими ставками, достигшими 25–30% годовых. Это приводит к массовому возврату техники лизинговым компаниям. Дилеры не могут реализовать накопленные запасы, а лизинговые организации сталкиваются с необходимостью повторной утилизации возвращённого автопарка.
По базовому прогнозу «АВТОСТАТ», в 2025 году продажи тяжёлых грузовиков могут сократиться на 40%, составив около 61 200 единиц. При благоприятном развитии событий рынок упадёт на 30%, достигнув примерно 71 400 машин. В случае негативного сценария объёмы продаж могут сократиться наполовину — до 41 000 единиц.