Современная ситуация на автомобильном рынке всё ярче демонстрирует повторение исторических циклов. Как и тридцать лет назад, покупка импортной машины — будь то немецкая или японская — требует значительных денежных затрат и готовности ждать длительное время из-за задержек с поставками.
Согласно данным портала «Автовзгляд», в сегменте новых автомобилей наблюдается стагнация, на фоне которой закрываются дилерские центры. Недостаток финансирования делает продажи менее прибыльными, и компании вынуждены пересматривать свои стратегии, переходя к альтернативным моделям ведения бизнеса.
Многие дилеры адаптируются к новым условиям, меняя ассортимент. Так, автосалоны, ранее сосредоточенные на продаже китайских брендов, начинают предлагать премиальные автомобили — Mercedes-Benz, Volvo, BMW — завезённые по схеме параллельного импорта.
Хотя дальнейшее развитие ситуации пока остаётся неопределённым, направление движения рынка становится всё более очевидным. Согласно статистике владивостокской таможни, в первом полугодии 2025 года в страну было ввезено 137 тысяч легковых автомобилей — это на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Речь идёт о транспортных средствах для личного пользования, при ввозе которых уплачивается утилизационный сбор в размере 5 000 рублей.
Предприниматели из приграничных регионов не только обеспечивают себя автомобилями, но и успешно зарабатывают на их перепродаже. Причём такая схема распространилась далеко за пределы Дальнего Востока: машины с правым рулём из Японии и левым — из Южной Кореи находят покупателей по всей стране. Как и в 90-х, расчёт за автомобили чаще всего осуществляется наличными, что повышает риски для обеих сторон сделки.
Таким образом, отечественный авторынок, находящийся в фазе перестройки, фактически возвращается к практикам прошлого. Возрождается деятельность перегонщиков, а на дорогах снова появляются автомобили с иностранными номерами.