Российские дилеры начали массово отказываться от китайских брендов авто
Автор Макс ШульцРоссийские автодилеры столкнулись с переполнением складов и активно пытаются избавиться от ряда китайских брендов. 2025 год может стать временем «очистки» дилерских сетей, и под угрозой оказались около десятка китайских марок, которые рискуют покинуть российский рынок. Проблемы коснулись и АВТОВАЗа, который вынужден корректировать свои производственные планы. О непростой ситуации на авторынке в 2025 году — в нашем анализе.
Дилеры отказываются от брендов
Холдинг «Рольф», один из крупнейших игроков на авторынке, в начале 2025 года объявил о прекращении сотрудничества с тремя марками: Kaiyi и BAIC (обе производят автомобили в Калининграде), а также Sollers, который выпускает китайские пикапы и фургоны JAC под собственной маркой. Также появилась информация о разрыве отношений с брендом Evolute, однако компания опровергла эти данные. Evolute занимается производством китайских электромобилей в Липецкой области. По словам представителя «Рольфа» в частной беседе, некоторые из брендов, от которых отказались, были названы «неконкурентоспособными».
Автоэксперт Олег Мосеев отмечает, что для успешной работы дилера китайской марки необходимо продавать не менее 600 автомобилей в год на один дилерский центр, а показатель в 300 автомобилей считается критическим. По его данным, в 2024 году этим критериям соответствовали лишь единицы китайских брендов.
Только дилеры Haval, Geely и Chery смогли продать более 600 автомобилей на один центр в 2024 году. В «умеренной» зоне оказались Changan, Tank и Exeed (последние два бренда принадлежат Haval и Chery соответственно). Остальные марки не смогли достичь даже 300 автомобилей на дилерский центр в год, что ставит их под угрозу ухода с рынка. По неофициальной информации, бренд Skywell, один из аутсайдеров рынка, уже прекратил свою деятельность в России.
Согласно данным РБК, в начале 2025 года на складах дилеров скопилось около 700 тысяч автомобилей, что вдвое превышает запасы прошлого года. Этот объем эквивалентен примерно полугодовым продажам новых машин в России, хотя Олег Мосеев считает эту цифру завышенной. Не менее половины из этих 700 тысяч автомобилей — машины местной сборки, включая модели «Лада».