Роман Скольский: россияне предпочитают покупать машины большой китайской тройки

cherytiggo4185 cherytiggo4185

За последние три года автомобильный рынок в России изменился до неузнаваемости. Но как эти перемены повлияли на поведение и восприятие покупателей?

Стали ли они более рациональными, меньше зависимыми от «имени» бренда и больше ориентированными на реальную стоимость владения, а не на престиж?
И если однажды западные производители решат вернуться, как к ним отнесутся? Станут ли китайские автомобили всего лишь временной заменой, о которой быстро забудут, или же, как говорится, «мы не злопамятные, но память у нас хорошая»?

Роман Скольский, директор по развитию агентства и руководитель автонаправления Twiga PR, в беседе с журналом “За рулем” заявил:

Прежде всего стоит задать себе вопрос — а давно ли китайские автопроизводители стали для россиян настоящими брендами?

Чтобы торговая марка превратилась в бренд, требуется время, ресурсы и последовательная работа. Потребитель должен узнавать её, понимать, чем она отличается от конкурентов, доверять ей и — главное — испытывать эмоции от владения её продуктом. Это процесс, который занимает годы.

Три десятилетия после распада СССР европейские, американские и азиатские компании системно строили свои бренды на российском рынке, ежегодно вкладывая миллионы в рекламу и PR. И всё это рухнуло в 2022 году, когда они поспешно объявили об уходе. Марки, которые годами говорили о надёжности и заботе о клиенте, вдруг оставили владельцев без сервиса, обновлений и телематики.

Многие восприняли это как предательство — и обратили внимание на китайские автомобили. Хотя сила привычных брендов не исчезла полностью: обеспеченные клиенты по-прежнему готовы переплачивать, чтобы привезти машину «по серой схеме». Но новые пошлины и утильсборы скоро закроют и этот путь.

Большинство же автовладельцев начали спешно разбираться в новых марках из Китая, заполонивших рынок после 2022 года. Преимущество было у тех компаний, что пришли в Россию раньше — их автомобили россияне уже знали и доверяли им. Продажи это подтверждают.

Сегодня значительная часть покупателей уже способна отличить одну китайскую марку от другой, понимать, какая больше подходит для города, а какая — для выездов за его пределы.
Добавим к этому наличие официальных дилеров, развитый сервис и быструю поставку запчастей — и становится понятно, почему всё больше людей делают выбор в пользу «китайца».

Если представить, что завтра на рынок вернутся традиционные бренды, им придётся непросто. Россияне привыкли к китайскому автопрому, изучили его предложения и уже не воспринимают эти машины как компромисс. Выбор между европейцем и китайцем теперь не столь очевиден, как до 2022 года.

Решающим фактором станет цена, но у китайских брендов, особенно тех, что локализовали производство в России, будет больше возможностей предложить выгодные условия.

Вернутся ли западные бренды в ближайшее время? Вряд ли — скорее через пять–десять лет.
А это значит, что у китайских компаний есть время укрепить свои позиции и окончательно стать полноправными игроками российского рынка.