«РГ»: эксперты рассказали об отличиях машин для рынка Китая и на экспорт


За последние годы китайские автомобили стали привычным явлением на дорогах, но мало кто знает, что модели для внутреннего рынка Китая часто отличаются от экспортных. Портал «Авто.ру» для «Российской газеты» проанализировал эти различия: сначала эксперты рассмотрели бренды, популярные в КНР, а затем — особенности «внутренних» моделей, их преимущества и недостатки.

Автомобильная промышленность Китая — одна из крупнейших в мире, с более чем сотней собственных брендов. В стране действуют государственные концерны, такие как SAIC, FAW, Dongfeng и Changan, а также частные компании, включая Geely, Great Wall Motors и BYD, которые часто имеют тесные связи с государством.

Особое место занимает бренд Hongqi, выпускающий люксовые автомобили — символ престижа и национальной гордости, схожий с российским Aurus, но более доступный. Hongqi экспортируется, в том числе в Россию. В то же время марка Wuling, известная своими компактными и доступными мини-карами, почти не представлена у нас, хотя её Wuling Mini EV стал хитом в китайских городах. Также популярны бренды Roewe и Baojun, предлагающие недорогие, но технологичные автомобили для массового потребителя.

Модели для внутреннего рынка, такие как Hongqi H9, Wuling Hongguang Mini EV или BYD Han EV, разрабатываются с учётом предпочтений китайских покупателей. Первое отличие — дизайн: Hongqi H9 привлекает сложной светодиодной оптикой и массивной хромированной решёткой, популярной среди дорогих китайских машин, а Wuling Hongguang Mini EV — компактностью, идеальной для манёвров в густонаселённых мегаполисах с ограниченным пространством для парковки.

Ещё одна особенность — высокая степень цифровизации. В Китае автомобиль воспринимается как гаджет, интегрированный с местными сервисами, такими как WeChat, Baidu Maps или AliPay. «Внутренние» модели оснащают большими сенсорными экранами (12–15 дюймов) и голосовыми помощниками. Например, BYD Han EV имеет автопилот, связанный с китайскими приложениями, а Roewe RX5 (на экспорт — MG) предлагает функции, недоступные за рубежом, вроде автоматического поиска заправок и оплаты через AliPay.

Третья особенность — популярность электромобилей и гибридов. Правительство Китая, борясь с экологическими проблемами (КНР — крупнейший эмитент парниковых газов, по данным ООН), субсидирует электрокары и развивает сеть зарядных станций. Wuling Hongguang Mini EV привлекает низкой ценой и компактностью, BYD Han EV обеспечивает до 600 км хода, а гибрид BYD Song DM-i предлагает 100 км на электротяге, соответствуя строгим экологическим стандартам.

Электромобили и гибриды популярны в Китае благодаря развитой инфраструктуре зарядок, но за рубежом их продажи ограничены. Ранее китайские электрокары уступали европейским по качеству, хотя сейчас разрыв сократился. Кроме того, западные пошлины и торговые ограничения усложняют экспорт. В России, по данным «Автостата», продажи китайских машин в 2025 году упали почти втрое за первые пять месяцев, но доля электрокаров осталась на уровне 1% из-за общего спада рынка. В 2023 году продажи электромобилей выросли в 4,7 раза, в 2024-м — на 26,4%, в основном за счёт китайского импорта. Гибриды также набирают популярность: их доля на «Авто.ру» выросла с 1% в начале 2023 года до 4,5% к середине 2025 года. В апреле 2025 года в топ гибридов вошли Lixiang L7, Voyah Free и Lixiang L6, отмечает Сергей Игнатов, руководитель по работе с ключевыми клиентами «Авто.ру».

Китайские автомобили ввозят в Россию несколькими путями. Первый — через дилеров, напрямую закупающих машины у китайских поставщиков, например, гибридный внедорожник BYD Yangwang U8 или электрический SUV Tang. Второй — через посредников в Казахстане, Киргизии или ОАЭ, где таможенные процедуры проще. Это позволяет ввозить как официально представленные марки (Geely, Changan, Haval, Chery), так и редкие модели. Третий путь — частный ввоз через посредников, особенно распространённый на Дальнем Востоке.

Стоит ли покупать автомобиль, предназначенный для китайского рынка? «Такие модели дешевле за счёт разницы в закупочных ценах, курса юаня, субсидий и пошлин. Например, Geely Binyue L (в России — Coolray) стоит 1,8 млн рублей вместо 2,8 млн. Но у них могут отсутствовать подогрев руля или лобового стекла, а русификация интерфейса может быть затруднена. Запчасти, особенно кузовные, найти сложнее», — комментирует Сергей Игнатов.

Однако покупка «внутренней» модели имеет риски. Функции, завязанные на китайские сервисы (Baidu Maps, AliPay, голосовые помощники), в России не работают без китайского аккаунта. Перепрошивка интерфейса может потребовать обращения в неофициальные сервисы, что чревато сбоями или полной поломкой электроники. Кроме того, «внутренние» модели хуже адаптированы к российским зимам: экспортные версии обычно оснащают подогревами сидений, стёкол, форсунок омывателя и аккумуляторами, подходящими для морозов.

Покупка «китайца для китайцев» требует тщательного анализа. Низкая цена может не оправдать проблем с локализацией, отсутствием запчастей, неготовностью к российскому климату или сложностями с ремонтом. Особенно это касается гибридов и электрокаров. Если автомобиль ввозится через цепочку посредников, возможны дополнительные риски: китайский интерфейс, недействительная гарантия или трудности с поиском запчастей. Экспортные модели, напротив, адаптированы для России и проще в обслуживании, что делает их более надёжным выбором.