С приходом холодов автомобилисты вновь задаются вопросом: какое топливо лучше использовать зимой – АИ-92 или АИ-95? На автомобильных форумах бытует мнение, что в мороз лучше выбирать АИ-92, поскольку он обладает большей летучестью. В этом утверждении есть рациональное зерно, если учитывать физические свойства топлива и рекомендации автопроизводителей. Это подтверждается опытом экспертов топливной отрасли и результатами лабораторных исследований. О нюансах этого вопроса рассказал Константин Ершов, тренер учебного центра сети автосервисов Fit Service, в интервью “Российской газете”.
Разница между АИ-92 и АИ-95 заключается не только в цифрах на заправочной колонке и цене. Бензин с октановым числом 92 характеризуется повышенной испаряемостью, что обусловлено наличием в его составе более легких углеводородных фракций. Эти фракции быстрее переходят в газообразное состояние и образуют горючую смесь с воздухом даже при минусовых температурах. Теоретически это облегчает запуск двигателя в холодное время года.
Однако, АИ-92 не является универсальным решением. Октановое число – это также показатель устойчивости топлива к детонации, то есть к неконтролируемому самовоспламенению под давлением. Этот показатель не отражает чистоту бензина, качество присадок или его поведение в условиях низких температур. Поэтому снижение октанового числа с целью облегчения зимнего запуска – ошибочный подход.
Современные двигатели, как правило, рассчитаны на использование бензина с октановым числом не ниже 95. Это связано с их степенью сжатия и особенностями системы зажигания. Применение бензина с более низким октановым числом может привести к детонации даже на непрогретом двигателе, особенно в момент запуска и прогрева. Это вызывает повышенную вибрацию, увеличивает нагрузку на поршни и клапаны, ускоряет износ деталей двигателя. В ряде случаев это может привести к повреждению камеры сгорания.
Рекомендуется ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля: если производитель допускает использование АИ-92, то зимой это может быть оправдано. Повышенная испаряемость облегчит запуск при температуре ниже -25 градусов. Но если производитель настаивает на использовании АИ-95 или выше, то нельзя переходить на бензин с более низким октановым числом даже в сильный мороз.

Зачастую проблемы с запуском двигателя в мороз обусловлены не октановым числом топлива, а его качеством и состоянием топливной системы. В условиях низких температур в топливном баке может скапливаться влага, которая замерзает в топливопроводах. Кроме того, моторное масло становится более вязким, что увеличивает сопротивление при проворачивании деталей двигателя. Поэтому лучше заправлять автомобиль бензином с гарантированными низкотемпературными характеристиками на проверенных АЗС.
Качественный бензин испаряется даже при -40 градусах, а в состав многих зимних сортов входят антиобледенительные присадки. Не рекомендуется хранить бензин в канистрах на морозе: часть легких фракций испаряется или конденсируется на стенках, что может ухудшить характеристики топлива.
Даже в сильные морозы не стоит снижать октановое число ниже рекомендованного производителем автомобиля. Легкий запуск зависит не от марки бензина, а от его свежести, качества и исправности системы зажигания. АИ-92 действительно обладает большей испаряемостью, но подходит только для тех двигателей, в которых его использование разрешено производителем. Если автомобиль рассчитан на АИ-95, то даже в сильный мороз не стоит нарушать это требование, чтобы избежать преждевременного ремонта.
Зимой важно не искать универсальное решение, а обеспечить стабильную работу двигателя. Следует следить за состоянием свечей зажигания, аккумулятора, использовать масло, соответствующее сезону, и заправляться проверенным бензином.