РГ: эксперт Чальцев объяснил, чего ждать, если не темнеет моторное масло

maslo maslo

Артем Чальцев, руководитель отдела исследований и разработок компании «Рольф Лубрикантс Восток», разъяснил в интервью «Российской газете», почему изменение оттенка смазочной жидкости в процессе ее применения является нормой, и что может означать отсутствие этого явления.

Если моторное масло не меняет свой цвет в ходе эксплуатации, это скорее повод для беспокойства. В исправном двигателе неизбежно возникают отложения и процессы окисления, которые должны влиять на оттенок масла. Если оно остается светлым, возможно, в нем недостаточно диспергирующих компонентов, что грозит оседанием загрязнений на деталях двигателя.

Изменение цвета масла на более темный обусловлено двумя главными причинами. Во-первых, это окисление самого масла, которое часто наблюдается при использовании масел низкого качества с несбалансированным составом присадок, недостатком антиоксидантов и некачественным базовым маслом. Окисление приводит к изменению цвета масла от темно-желтого до почти черного, при этом оно может сохранять некоторую прозрачность.

Во-вторых, масло может темнеть в результате очистки двигателя от загрязнений. В этом случае масло приобретает темный оттенок и теряет прозрачность из-за наличия нерастворимых частиц, таких как сажа, нагар и смолы. Быстрое потемнение обычно связано с моющими свойствами масла, обусловленными мощным пакетом диспергирующих присадок, которые нейтрализуют кислотные продукты сгорания и удерживают загрязнения в объеме масла.

В некоторых случаях причина изменения цвета может заключаться в неисправностях двигателя, например, в неправильной работе топливной системы и некорректном соотношении топливо-воздушной смеси, что приводит к неполному сгоранию топлива и увеличению образования сажи. В результате масло быстрее загрязняется и темнеет.

Для точной диагностики причин изменения цвета масла рекомендуется провести лабораторный анализ его состава. В ходе такого анализа можно оценить кислотное число, содержание сажи, концентрацию продуктов износа металлов (железа, цинка, олова, алюминия), остаточное количество присадок, а также степень окисления и нитрования масла. На основе этих данных можно сделать определенные выводы о состоянии масла и двигателя.