Европейская комиссия готовится пересмотреть решение о полном запрете продажи новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. Ожидается, что официальное смягчение ограничений будет объявлено уже сегодня, 16 декабря. Некоторые эксперты отрасли предупреждают, что такие изменения могут серьёзно подорвать автопром Европы.
Как сообщает Reuters, Брюссель рассматривает возможность оставить до 10% продаж для автомобилей с ДВС — в первую очередь для подключаемых гибридов и моделей с увеличенным запасом хода, работающих на углеродно-нейтральном биотопливе или синтетическом топливе.
Инициатива стала результатом давления со стороны Германии, Италии и крупных европейских автоконцернов, которые испытывают снижение конкурентоспособности на фоне роста Tesla и китайских производителей электромобилей. По данным агентства, предложение ещё должно получить одобрение правительств стран ЕС и Европарламента. В случае принятия оно станет самым заметным отходом от “зелёной” политики, проводимой Евросоюзом в последние годы.
Автопроизводители, включая Volkswagen и Stellantis, ранее выступали за смягчение климатических требований и уменьшение штрафов за их несоблюдение. В ассоциации ACEA назвали нынешнюю ситуацию “критическим моментом” для отрасли и призвали пересмотреть промежуточные цели по сокращению выбросов к 2030 году.
В то же время представители сектора электромобилей предупреждают, что ослабление правил может снизить инвестиции и усилить технологическое отставание Европы от Китая. Глава Polestar Михаэль Лохшеллер отметил, что отказ от 100-процентной цели по нулевым выбросам ударит не только по климату, но и по конкурентоспособности ЕС.
Уильям Тодтс, исполнительный директор организации, выступающей за экологически чистый транспорт, подчеркнул, что массовое разрешение на использование ДВС не поможет европейским автопроизводителям укрепить свои позиции, в то время как Китай продолжит активно развивать электрический сегмент и укреплять своё присутствие в Европе.
Параллельно Еврокомиссия планирует стимулировать внедрение электромобилей в корпоративных автопарках, на которые приходится около 60% всех продаж новых автомобилей в Европе. Также обсуждается создание отдельной регуляторной категории для компактных электромобилей с налоговыми льготами и системой дополнительных кредитов на выбросы CO₂, включая использование низкоуглеродных материалов в производстве.