Раскрыта история создания народного российского автомобиля Lada Granta
Автор Анатолий ОсеннийНа сегодняшний день Lada Granta считается самым доступным отечественным автомобилем. Простая и неприхотливая машина заменила на конвейере легендарную вазовскую классику. Портал «Южный автомобиль» рассказал историю создания одного из самых массовых отечественных автомобилей.
После развала СССР завод в Тольятти еще два десятка лет выпускал классическое семейство автомобилей ВАЗ и семейство Samara. В середине 90-х на платформе «Гамма» началось проектирование абсолютно нового и недорогого переднеприводного автомобиля. Первой моделью на этой платформе был ВАЗ-2108 и все его производные, вплоть до семейства автомобилей Lada 110. В 1993 году началось проектирование автомобиля Lada Kalina, а первые прототипы модели в кузовах хэтчбек и универсал были показаны в конце 90-х.
Производство модели Lada Kalina в кузове седан началось 18 ноября 2004 года, а через два года в кузове хэтчбек. После экономического кризиса 2008 года в России появляется идея создания бюджетного автомобиля. Дальнейшим развитием Lada Kalina и стала Lada Granta. От модели Lada Kalina частично был взят кузов, двери, а также ряд узлов и агрегатов.
Первые прототипы будущей модели получили название ВАЗ-2190, также было рабочее наименование Low Cost (низкая цена). За год до запуска в производство АвтоВАЗ объявил всероссийский конкус на название нового автомобиля. Было предложено порядка 170 000 вариантов названия. Победителем конкурса стал житель Красноярска Павел Захаров, который предложил назвать новый автомобиль Lada Granta. Премьера новой модели состоялась в 2011 году.
Перед запуском в серийное производство автомобиль Lada Granta показали Владимиру Путину. На момент запуска в продажу автомобиль стоил 229 000 рублей. Чуть позже автомобиль начали оснащать автоматической коробкой передач от японской компании Jatco. Таким образом Lada Granta стала первым массовым российским автомобилем с автоматической коробкой передач. В 2018 году на конвейер встала обновленная Lada Granta, которая выпускается до сих пор.
Машина получила рестайлинг в стиле старшей модели Lada Vesta. В 2023 году планировалось выпустить представить замену Lada Granta. Однако изменение геополитической ситуации в 2022 года скорректировало планы АвтоВАЗа. Из-за санкций французский концерн Renault продал свою долю в АвтоВАЗе, а президентом российского автогиганта вместо француза Николя Мора стал бывший министр транспорта РФ Максим Соколов. Наработки концерна Renault все же решили сохранить, а в 2024 году новое руководство пообещало представить новую народную модель на платформе CMF-B. Название для новой модели уже выбрано. Она будет называться Lada Iskra.