19 декабря 2025 года Банк России вновь снизил ключевую ставку на 0,5% — с 16,5% до 16%. Это уже пятое подряд снижение: в октябре ставка была снижена с 17% до 16,5%.
Эксперты объяснили Autonews.ru, как снижение ставки может повлиять на автокредитование, цены и продажи автомобилей.
Влияние ставки на кредиты и лизинг
Ключевая ставка напрямую определяет доступность кредитов. Высокая ставка ведет к росту процентов по кредитам и лизингу, снижая привлекательность покупок в рассрочку. Низкая ставка, наоборот, стимулирует потребительский спрос и оживляет рынок автокредитования и лизинга, помогая дилерам и производителям поддерживать продажи и расширять клиентскую базу.
Реакция экспертов
- Вадим Филатов, совладелец и замдиректора ПЭК, отмечает, что текущее снижение почти не повлияет на рынок с точки зрения закупок и спроса на технику. Компании традиционно не обновляют автопарки в начале года, и массовое возвращение к закупкам ожидается только во втором полугодии 2026 года при сохранении текущих трендов.
- Евгений Кочуров, финансовый директор ГК «Интерлизинг», считает, что снижение ставки за год повлияло на продажи автомобилей и лизинг незначительно. По его мнению, большее влияние оказали ожидания роста утильсбора, которые побудили многих ускорить покупки осенью 2025 года.
- Иларион Демчиков, директор по маркетингу Emex, оценивает снижение ставки как положительный, но локальный фактор. Оно стабилизировало спрос на массовые автомобили и снизило месячную волатильность продаж, однако общий рынок по-прежнему сдерживается высокой долговой нагрузкой населения, ростом цен и ограниченным модельным рядом.
- Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», подчеркивает, что снижение ставки частично смягчило последствия периода высоких ставок, но не изменило общую картину кризиса на рынке. Среди заметных сдвигов он выделяет: рост локализации, расширение модельного ряда, цифровизацию производства.
Влияние на автокредитование
По словам Баранова, снижение ключевой ставки положительно сказалось на автокредитовании: часть отложенного спроса вернулась, а ежемесячные платежи снизились. Например, переплата за автомобиль стоимостью 2 млн руб. уменьшилась с 1 млн до 400–600 тыс. руб. Однако рост цен и инфляция нивелируют выгоду.
Баранов прогнозирует дальнейшее снижение ставок до 13–15%, что частично поддержит продажи автомобилей и улучшит доступность кредитов, особенно во втором и третьем кварталах 2026 года. Общий рост продаж новых автомобилей в 2026 году, по его оценке, маловероятен — около 1,3–1,5 млн штук.
Ограничения и перспективы
- Филатов считает, что уверенный рост продаж грузовиков возможен только при ключевой ставке 8–9%, что позволит банкам предлагать лизинг под 11–13% годовых. При прогнозе ЦБ на 2026 год в 13–14% роста до уровня 2023 года ожидать не стоит.
- Кочуров отмечает, что заметный рост кредитования и лизинга возможен только при снижении ставки до 12%. В 2026 году ожидается лишь плавный рост продаж на 10–20%.
- Демчиков подтверждает умеренный рост: на рынке будет сказываться накопленный спрос после низких продаж 2025 года, но его ограничат снижение покупательной способности, рост НДС и утильсбора, строгие условия банков и возможное ослабление рубля.