Эксперты Газпромбанк Автолизинг для «Российской газеты» проанализировали продажи новых легковых китайских автомобилей в октябре 2025 года. Из 164 тысяч реализованных машин на китайский сегмент пришлось 81 тысяча сделок — на 19 тысяч больше, чем в сентябре. Большинство ведущих брендов Поднебесной показали рост продаж по сравнению с предыдущим месяцем, а Haval (26,1 тыс. машин) и GAC (3,1 тыс.) увеличили продажи в годовом выражении на 10–20%. Одновременно спрос привлекали как китайско-белорусский Belgee (10,8 тыс. сделок), так и новые российские марки Solaris (5,8 тыс.) и Tenet (8,6 тыс.), при этом Tenet, забрав часть клиентов у Chery, способствовал снижению доли китайских автомобилей на рынке с 54% до 49%.
В октябре 2024 года продажи легковых машин достигли 168 тысяч единиц, что помогло многим автодилерам нарастить бизнес. В 2025 году продажи второго месяца осени развивались по похожему сценарию: после неплохого сентября (121 тыс. сделок) рынок показал значительный всплеск интереса. В октябре было реализовано 164 тыс. машин, что на 35% больше сентября и всего на 2% меньше октября прошлого года. На это повлияли новости о внеочередном повышении утилизационного сбора, снижение ставки ЦБ до 16,5%, рост кредитных и лизинговых сделок, а также высвобождаемые с депозитов средства.
В китайском сегменте лидером вновь стал Haval с 26,1 тыс. сделок — в полтора раза больше сентября и на 9% выше октября 2024 года. Если бы марка сохраняла такой темп весь год, к декабрю она могла бы достичь 300 тыс. продаж. На данный момент за 10 месяцев реализовано 136 тыс. автомобилей, и по итогам года объем может достигнуть 180 тыс. Основной вклад в продажи вносит кроссовер Haval Jolion (9,2 тыс. машин), однако его результат снизился на 19% к прошлому году. Зато более доступный Haval M6 (6,2 тыс. сделок) вырос на 69%.
Geely в октябре также показала сильный рост — 14,2 тыс. машин (+46% к сентябрю). При этом увеличение связано в основном с импортом частными продавцами: лидерами стали кроссоверы Monjaro и Atlas. После распродажи этих партий продажи Geely в России могут снова опуститься ниже 10 тыс. машин в месяц.
Belgee, собранный в Беларуси, продолжает набирать популярность: 10,8 тыс. сделок (+29% к сентябрю, +148% к прошлому году). Главный бестселлер — Belgee X70 (5,4 тыс. машин), продажи которого выросли почти в пять раз за год и на 96% за месяц. Цены на него — около 2,5 млн руб., что делает модель крайне привлекательной. В то же время более доступный Belgee X50 немного снизил продажи (4,2 тыс., -24%), так как дилерам остались лишь дорогие комплектации.
Chery в октябре продолжила сокращение объемов — 6,6 тыс. сделок (-18,2% к сентябрю, -57% к октябрю 2024 года), не попав в топ-10 моделей. На фоне этого Tenet демонстрирует стремительный рост: 8,6 тыс. машин (+322% к сентябрю), доля рынка — 5,2%, что позволило бренду занять пятое место в общем рейтинге. Основные модели — Tenet T4 (Chery Tiggo 4) — 4,3 тыс. машин и Tenet T7 (Tiggo 7) — 3,6 тыс.
Changan замкнул пятерку китайских брендов с 6,4 тыс. сделок (+13% к сентябрю), показывая рост ниже рыночного. Брендам Omoda (3,4 тыс.) и Jetour (3,1 тыс.) реклама не мешает, но динамика продаж почти отсутствует.
Зато GAC (3,1 тыс., +39%), Exeed (2,9 тыс., +75%) и Tank (2,3 тыс., +52%) демонстрируют сильный рост. GAC привлек покупателей полноприводными GS4, а Exeed и Tank стимулировали продажи крупными скидками, иногда превышающими 1,2 млн руб.
Александр Корнев, руководитель Управления по работе с импортерами Газпромбанк Автолизинг:
«В октябре в легковом сегменте заключено 164 тыс. сделок. На китайский сегмент (без Belgee) пришлось 81 тыс. сделок — 49%, что на 5 п.п. меньше сентября. В ноябре повторить успех вряд ли удастся: можно ожидать около 140–145 тыс. машин, из которых примерно 70 тыс. будут китайскими».