Портал Autonews назвал автомобильные бренды, которым грозит выход с рынка РФ
Автор Макс ШульцЭксперты, опираясь на информацию от Autonews.ru, подтвердили, что некоторые автомобильные бренды могут полностью прекратить своё присутствие на российском рынке. В 2025 году дилеры подошли к ситуации с не самыми оптимистичными прогнозами.
По мнению Алексея Подщеколдина, который возглавляет ассоциацию «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), многие участники рынка могут столкнуться с банкротством уже весной. Усугубляет ситуацию то, что по итогам 2024 года около 60% из 4 тысяч дилеров завершили год с убытками, не получив никакой прибыли. В новом году им будет еще труднее привлекать кредитные средства, что заставит их пересмотреть стратегию и отказаться от партнерства с маломаржинальными и проблемными брендами, автомобили которых сложно реализовать. Проблемы с поставками запасных частей для марок, которые уже прекратили своё существование на рынке, лишь усугубляют и без того сложную ситуацию.
Прогнозы РОАД на 2025 год предполагают, что общие продажи новых легковых автомобилей в России снизятся до 1,45 миллиона единиц, что является снижением на 15% по сравнению с 2024 годом. Однако падение может оказаться ещё более значительным, вплоть до 1,3 миллиона автомобилей, что соответствует 25% снижения. На основе этих данных, в 2025 году ожидать ухода или смены профиля может до трети дилеров.
Регулярно появляются сообщения о прекращении сотрудничества дилеров с некоторыми китайскими марками, однако настоящие факты обычно опровергаются самими участниками рынка. Так, совсем недавно стало известно, что группа «Рольф» отказалась от работы с тремя китайскими брендами: BAIC, Kaiyi и российским Sollers, который использует китайскую агрегатную базу для сборки автомобилей. Также обсуждалось разрыва контракта с российской маркой Evolute, но впоследствии данная информация была опровергнута.
Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании «Рольф», подтвердил, что компания продолжает успешно сотрудничать с брендом Evolute, и автомобили этой марки по-прежнему доступны в дилерских центрах в Москве и Санкт-Петербурге. Он также предостерег от веры в слухи и неподтвержденные сообщения. Отказ от сотрудничества с BAIC действительно был подтверждён.
Продажа автомобилей с низкой маржой, которые почти не известны потребителям, представляет собой крайне сложную задачу для дилеров. По мнению специалистов, такие бренды постепенно будут покидать рынок. Существует косвенная связь между объемом продаж и их вероятным исходом. Например, за первые 11 месяцев 2024 года было продано чуть более 7,3 тысячи автомобилей марки Kaiyi, при этом почти все они использовались в такси.
Марка SWM, также имеющая связи с «Автотор», продала лишь 1 320 машин, а бренд Forthing, продукция которого также собирается на этом же заводе, реализовал всего 465 автомобилей. К числу явно слабых марок эксперты относят также Venucia и Haima.
Можно оценить силу бренда и его перспективы на российском рынке по количеству дилерских центров и динамике их роста. Например, интересный рейтинг составил портал Drom, который сопоставил данные о количестве дилерских центров китайских марок с объемами продаж за сентябрь, октябрь и ноябрь 2024 года, основываясь на статистике «Автостата». Данные позволили подсчитать, сколько автомобилей продавалось на одного дилера в среднем в месяц. Оказалось, что каждый дилер Haval в среднем реализовывал 109 машин, в то время как в конце рейтинга значатся дилеры Ora (1,3 машины), FAW (1,4), Forthing (1,8) и Wey (2,2).
На российском рынке представлены даже такие марки, о которых большинство потребителей даже не подозревают. Например, за первые 11 месяцев 2024 года было зарегистрировано всего 443 автомобиля MG — это также явный кандидат на выход с рынка.