В ближайшее время автомобилистов ждут серьезные перемены: власти готовят пересмотр утилизационного сбора. Новая система коснется практически всех владельцев машин и способна заметно повлиять на цены на рынке. Эксперты уже представили первые прогнозы.
Инициатором изменений выступило Министерство промышленности и торговли. Ведомство предлагает пересчитать сбор по-новому: если раньше он зависел от возраста автомобиля и объема двигателя, то теперь ключевым параметром станет мощность. Это правило затронет все категории транспорта, включая электромобили и гибриды — у них будут суммироваться показатели всех двигателей. Льготы сохранятся лишь для малолитражных кей-каров до 80 л.с., а для автомобилей, ввозимых частными лицами из-за границы, послабления останутся только на модели мощностью до 160 л.с. Более мощные машины будут облагаться по коммерческим, то есть значительно более высоким тарифам.
Разница в суммах впечатляет. Сегодня частное лицо при ввозе авто с двигателем до 3 литров платит 3,4 тысячи рублей за машину младше трех лет и 5,2 тысячи за более старую. Для сравнения: коммерческая ставка на популярные модели с моторами от 1 до 2 литров составляет уже 667 тысяч рублей, а для агрегатов объемом 2–3 литра — почти 1,9 миллиона. Именно такие тарифы и планируется распространить на более мощные иномарки. По расчетам Минпромторга, новая система начнет действовать уже в ноябре и ежегодно будет приносить в бюджет 40–60 миллиардов рублей, которые могут направить на стимулирование спроса.
Эксперты отрасли оценивают последствия единодушно: автомобили подорожают. При этом рост затронет не только новые машины, но и вторичный рынок. Михаил Плотников («Мотор-Плейс») считает, что цены для частных покупателей могут вырасти на 30%, что усилит инфляцию. Роман Кляузов («Авилон») прогнозирует более умеренный рост на 4–5% с возможным откатом, если ажиотажа не произойдет. По словам Александра Николаева (Major Auto), подорожание «с пробегом» проявится с задержкой в несколько месяцев.
Руководитель агентства «Автостат» Сергей Целиков уверен: цены перепишут на все автомобили, но рост будет неравномерным. Некоторые модели вовсе исчезнут с рынка, так как их ввоз станет нерентабельным. Освободившееся место, по информации Autonews, могут занять подержанные машины из соседних стран. В итоге структура вторичного рынка заметно изменится.