В России запрещена сильная тонировка автомобильных стекол. Лобовое и передние боковые стекла должны пропускать не менее 75% света. Этот стандарт был установлен еще в 1988 году. Однако даже сейчас на дорогах страны нередко встречаются автомобили с затемненными стеклами, особенно в крупных городах. Почему так происходит? На этот вопрос на прошлой неделе ответил представитель ГАИ.
ГОСТ 1988 года фактически запрещал использование тонировочных пленок, но строгого контроля за водителями тогда не было. Лишь с 2012 года начали действовать реальные санкции: нарушение нормы карается штрафом в 500 рублей. Кроме того, водителю могут выдать предписание снять тонировку. Если он проигнорирует это требование, штраф увеличивается до 2–4 тысяч рублей, а в некоторых случаях возможен административный арест на 15 суток. Также машину запрещено эксплуатировать, пока нарушение не будет устранено. Сразу после введения новых правил в крупных городах сотрудники ГАИ начали активно проверять тонировку, проводя рейды. Казалось бы, это должно было заставить водителей отказаться от пленки, но многие продолжают игнорировать закон.
Главная причина — невысокий штраф. 500 рублей — небольшая сумма для большинства автолюбителей. К тому же, полицейские нередко не спешат оформлять протокол за такое нарушение. В большинстве случаев достаточно снять пленку на месте, чтобы продолжить движение без последствий. Современные технологии еще больше усложняют контроль: в магазинах и на маркетплейсах продается съемная тонировка, которую легко установить обратно. К тому же штраф можно уменьшить при быстрой оплате, что делает угрозу для водителей фактически символической.
Некоторые водители, предпочитающие тонировку, вместо пленки устанавливают так называемые двойные стекла. Теоретически это помогает скрыть затемнение от инспекторов. На практике же такие модификации могут привести к снятию автомобиля с регистрационного учета, так как двойные стекла не являются заводским оборудованием и могут представлять угрозу безопасности дорожного движения. В этом случае водителя могут оштрафовать на 500 рублей за тонировку и еще на 500 рублей за наличие нестандартного оборудования, а также выдать предписание на устранение неисправности в течение 10 дней. Если изменения не будут удалены и машина не пройдет повторную проверку, ее снимут с учета.
Кроме стекол, запрещено клеить пленку на автомобильную оптику, включая прозрачные фары. Часто пленку используют для защиты от камней, вылетающих из-под колес. Но темная пленка снижает яркость ламп, а низкокачественные прозрачные пленки искажают свет, нарушая равномерность его распределения. Проблема в том, что инспекторы не могут отличить качественную пленку от подделки, поэтому любой вид пленки оказался под запретом.