Советская военная промышленность всегда создавала технику для армии по спецзаказам Министерства обороны. С началом боевых операций в Афганистане в войска поступила масса грузовой техники, но особенно остро не хватало транспорта для перевозки людей и грузов.
Одним из решений стал грузовик ГАЗ-66, который в армии прозвали «шишига». Машина выпускалась в двух вариантах — гражданском и военном. На бумаге грузовик выглядел надежным, но на практике у солдат он вызвал немало жалоб.

Почему «шишига» получила своё имя
Многие считают, что прозвище связано с индексом модели — 66 ГАЗ. Но есть и другой нюанс: в русской мифологии цифру 6 считали «нечистой», и сочетание 66 подогревало страхи и суеверия. Разработанный в 1957 году ГАЗ-66 долго не допускали к серийному выпуску из-за многочисленных недоработок, и многие инженеры всерьёз связывали все проблемы машины с её индексом.

Сложности эксплуатации в горах
В Афганистане «шишига» использовалась не только для перевозки людей и грузов, но и как платформа для вооружения — пулеметов, минометов и другого оборудования. Но в горной местности грузовик часто подводил:
- двигатель глох на подъёмах;
- расход топлива резко увеличивался;
- мощность двигателя снижалась из-за разрежённого воздуха;
- иногда приходилось идти пешком, а грузовик буксировали.
Опасность для водителей

Особая конструкция кабины ГАЗ-66 ставила под угрозу жизнь водителей. Сиденья находились прямо над передними колёсами, что делало машину уязвимой к минам. Войска врага знали это и часто минировали дороги. В отличие от «КрАЗов» и «Уралов», защита водителя в «шишиге» была минимальна.
Несмотря на все проблемы, ГАЗ-66 продолжали поставлять в Афганистан до конца присутствия советских войск. Замена техники или разработка новых моделей не планировалась, хотя армейские грузовики уже заметно устарели.
ГАЗ-66 стал символом советской военной техники: надежный на бумаге, но суровый в горах.