Почему советские солдаты боялись грузовиков ГАЗ-66 в Афганистане

gaz666 gaz666

Советская военная промышленность всегда создавала технику для армии по спецзаказам Министерства обороны. С началом боевых операций в Афганистане в войска поступила масса грузовой техники, но особенно остро не хватало транспорта для перевозки людей и грузов.

Одним из решений стал грузовик ГАЗ-66, который в армии прозвали «шишига». Машина выпускалась в двух вариантах — гражданском и военном. На бумаге грузовик выглядел надежным, но на практике у солдат он вызвал немало жалоб.

gaz665

Почему «шишига» получила своё имя

Многие считают, что прозвище связано с индексом модели — 66 ГАЗ. Но есть и другой нюанс: в русской мифологии цифру 6 считали «нечистой», и сочетание 66 подогревало страхи и суеверия. Разработанный в 1957 году ГАЗ-66 долго не допускали к серийному выпуску из-за многочисленных недоработок, и многие инженеры всерьёз связывали все проблемы машины с её индексом.

gaz662

Сложности эксплуатации в горах

В Афганистане «шишига» использовалась не только для перевозки людей и грузов, но и как платформа для вооружения — пулеметов, минометов и другого оборудования. Но в горной местности грузовик часто подводил:

  • двигатель глох на подъёмах;
  • расход топлива резко увеличивался;
  • мощность двигателя снижалась из-за разрежённого воздуха;
  • иногда приходилось идти пешком, а грузовик буксировали.

Опасность для водителей

gaz66bpar3

Особая конструкция кабины ГАЗ-66 ставила под угрозу жизнь водителей. Сиденья находились прямо над передними колёсами, что делало машину уязвимой к минам. Войска врага знали это и часто минировали дороги. В отличие от «КрАЗов» и «Уралов», защита водителя в «шишиге» была минимальна.

Несмотря на все проблемы, ГАЗ-66 продолжали поставлять в Афганистан до конца присутствия советских войск. Замена техники или разработка новых моделей не планировалась, хотя армейские грузовики уже заметно устарели.

ГАЗ-66 стал символом советской военной техники: надежный на бумаге, но суровый в горах.