От «Запорожца» до Aurus. Стало известно, какие машины были у Владимира Путна
Автор Макс ШульцВодительский стаж президента России Владимира Путина составляет 52 года. За это время он управлял самыми разными автомобилями — от скромного «Запорожца» до роскошного Aurus. Поэтому во время визита на завод «АвтоВАЗ» в Тольятти на прошлой неделе можно было смело сказать, что за рулем находился настоящий профессионал.
Издание ТАСС вместе с автоэкспертом Игорем Моржаретто изучило, какие автомобили сопровождали жизнь Путина и чем они примечательны.
Свои водительские права Владимир Путин получил в 20 лет на военной кафедре. В студенческие годы он стал обладателем первого автомобиля — белого «Запорожца» (ЗАЗ-968) 1972 года выпуска. Машину будущему президенту подарила мать, выигравшая ее в лотерею.
В то время автомобиль считался настоящей роскошью, и, как отметил Моржаретто, «молодой человек за рулем собственной машины выглядел почти как принц на белом коне». Путин признавался, что ожидал продажи автомобиля, так как семья жила скромно. Однако после семейного обсуждения «Запорожец» остался в семье и служил будущему президенту долгие годы, несмотря на его лихой стиль вождения. Сам Путин позже вспоминал, что в молодости позволял себе рискованные маневры, но с годами научился сдерживать азарт и сожалеет о неосторожности на дорогах.
Моржаретто отметил, что на «Запорожце» действительно можно было позволить себе некоторую лихость, хотя это несравнимо с современными стандартами вождения. «Сейчас это выглядит забавно, но важно понимать контекст эпохи», — добавил эксперт.
Последний раз президентский «Запорожец» был замечен в 2006 году на саммите G8 в Санкт-Петербурге, где Путин показал свой первый автомобиль тогдашнему президенту США Джорджу Бушу.
Во время службы в ГДР в 1980-х годах майору Путину был выдан ВАЗ-2106, известный как «шестерка». В отличие от «Запорожца», эту машину он делил с коллегой — будущим главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. Чемезов позже вспоминал, что в те годы «шестерка» считалась почти такой же престижной, как Mercedes.
Моржаретто подтвердил, что сравнение с Mercedes было оправданным. «ВАЗ-2106 был создан на основе итальянского Fiat 124, который в 1966 году признали лучшим европейским автомобилем. По сравнению с другими советскими машинами он выигрывал в надежности, комфорте и технических характеристиках. Это был действительно крутой автомобиль», — пояснил эксперт.
В ГДР у Путина также появилась «Волга», которую он увез с собой в Ленинград после завершения службы. В начале 1990-х годов, в трудные времена, Путин даже подрабатывал частным извозом на этом автомобиле.
Любовь к отечественным автомобилям у Путина сохранилась до сих пор. В его коллекции есть две раритетные «Волги» ГАЗ М21, а также внедорожник «Нива» и автомобильный прицеп «Скиф».
В 1990-е годы в России началась эра иномарок, и будущий президент не остался в стороне. Работая в мэрии Санкт-Петербурга, Путин ездил на Nissan, которым остался доволен.
Моржаретто отметил, что в те годы любая иномарка считалась шагом вперед по сравнению с отечественными автомобилями. «Уровень комфорта, надежность и технические характеристики иномарок были на голову выше, чем у устаревших к тому времени "Жигулей"», — сказал эксперт.
С приходом на высшие государственные посты Путин стал пользоваться кортежем, состоящим из иномарок. Его первый президентский автомобиль — бронированный Mercedes-Benz S600 Pullman Guard в кузове W140 — достался ему от Бориса Ельцина. Впоследствии автомобили кортежа регулярно обновлялись, пока в 2018 году их не заменили на отечественные Aurus.