От 30 лет и старше: в России идет обсуждение запрета на эксплуатацию старых авто

Volgade Volgade

В России вновь обсуждают идею законодательно ограничить срок службы автомобилей. Эта инициатива не нова — впервые о ней заговорили еще в 2013 году, тогда речь шла о малотоннажном коммерческом транспорте, например, «Газелях». Минпромторг считал, что такие машины не могут эксплуатироваться дольше семи лет. Позже аналогичное предложение прозвучало от Комитета Госдумы по промышленности, но тогда идея так и не вышла за рамки обсуждений. В 2021 году глава Минпромторга Денис Мантуров вновь заявил, что эта мера могла бы стимулировать российский автомобильный рынок, и тема осталась актуальной.

Суть предлагаемой схемы примерно такова: после достижения установленного предела сроков эксплуатации владелец обязан либо утилизировать автомобиль, либо пройти платную экспертизу, чтобы получить документ, подтверждающий, что машина является классической или раритетной, и разрешающую дальнейшее использование.

Сейчас снова заговорили о том, чтобы ограничить срок службы легковых автомобилей 30 годами. При этом уже существует ГОСТ «Транспортные средства раритетные и классические», где именно этот возраст и фигурирует. Однако здравый смысл подсказывает, что состояние автомобиля зависит скорее от его конструкции, пробега и ухода, а не только от возраста.

Устанавливать универсальный срок для всех транспортных средств не слишком разумно. К тому же существуют нормативы, запрещающие эксплуатацию автомобилей в ненадлежащем техническом состоянии. В частности, это Технический регламент колесных транспортных средств, по которому проводят техосмотр. Например, сильно проржавевшие пороги — однозначное основание для запрета эксплуатации.

Техосмотр для личных автомобилей у нас отменили, и это было правильным решением, так как прежняя система не работала должным образом: талончики ТО просто продавали, а на дорогах полно было ржавого транспорта с неисправными двигателями.

Однако проблема не исчезла. Более того, предложенное ограничение может ее усугубить: до 30 лет можно будет ездить на чем угодно.

Большинство автомобилей до этого возраста просто не доживает — это видно по рынку подержанных машин: лишь около 0,028% автомобилей старше 30 лет. Именно для таких редких экземпляров и предполагается принятие закона, если он вообще будет введён. При этом здравый смысл подсказывает, что нужна система выявления пригодных и непригодных к эксплуатации машин. Негодные автомобили, которые нельзя привести в безопасное состояние, действительно стоит утилизировать.

Однако простой возрастной порог не решит проблему, поскольку судьбы у автомобилей разные. Время от времени встречаются Москвичи и Волги с минимальным пробегом, простоявшие десятки лет в гараже — их просто так выбросить было бы неправильно.

Ресурс машин тоже варьируется: современную модель можно износить за десять лет при ежегодном пробеге около 50 тысяч километров, а в такси — и того быстрее. В таких случаях действительно нужно своевременно снимать автомобиль с учёта.

Но у нас на практике так не происходит. Машины, изношенные в службе такси, обычно продаются частным лицам и продолжают ездить, поскольку техосмотр для них отменён.