Автовладельцы нередко начинают беспокоиться, когда замечают, что моторное масло стало тёмным уже через 1000–2000 км после замены. Возникает вопрос: свидетельствует ли это о неисправности двигателя или плохом качестве масла? На этот счёт высказался Роман Сокуев, руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants, в беседе с «Российской газетой».
По его словам, вопреки распространённому мнению, быстрое потемнение масла в большинстве случаев — это нормальное и даже желательное явление. Оно говорит о том, что масло работает правильно. Современные смазочные материалы содержат диспергирующие присадки, которые связывают сажу и мельчайшие частицы продуктов износа. Вместо того чтобы оседать на деталях двигателя и образовывать отложения, загрязнения остаются во взвешенном состоянии, окрашивая масло в тёмный цвет. Это предотвращает образование нагара, закоксовку поршневых колец и засорение масляных каналов.
Тем не менее, существуют случаи, когда цвет масла в сочетании с другими признаками может указывать на проблему. Например, если масло становится густым или пастообразным, появляется эмульсия или необычный запах (вроде сладковатого — возможный признак попадания охлаждающей жидкости), либо если увеличивается расход масла, это может свидетельствовать о более серьёзных неисправностях: от перегрева до повреждений прокладки ГБЦ или износа цилиндропоршневой группы.
Куда тревожнее, по словам эксперта, если масло остаётся светлым даже после нескольких тысяч километров пробега. Это может говорить об истощении или плохом качестве присадок, а значит — об утрате масла своих защитных и очищающих свойств. В таких случаях ускоренное накопление отложений внутри двигателя неизбежно.
Таким образом, тёмный цвет масла — не повод для паники, а, скорее, показатель его эффективности. Главное — соблюдать рекомендованные интервалы замены масла и фильтра, использовать продукцию, соответствующую требованиям производителя и стандартам двигателя. А при подозрении на неисправность наиболее точную информацию даст лабораторный анализ отработанного масла, а не его внешний вид.