«Независимая газета»: российских автодилеров ждут массовые банкротства
Автор Макс ШульцЭксперты автомобильного рынка, представители власти и экономисты прогнозируют дальнейшее сокращение российского автомобильного рынка и снижение объемов отечественного производства. Об этом пишет "Независимая газета".
Основными причинами этого являются высокая ключевая ставка и увеличение утилизационного сбора, что вынуждает россиян откладывать покупку автомобилей. Даже китайские автомобили, которые ранее пользовались спросом, теперь остаются на складах. Власти предлагают спасать отрасль за счет экспорта, однако в 2024 году Россия смогла экспортировать лишь 20 тысяч новых автомобилей.
По словам Светланы Виноградовой, первого заместителя генерального директора дилерской группы «Рольф», в 2025 году российский рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) может сократиться более чем на 20%, до уровня чуть выше 1,3 млн единиц. При этом ожидается, что продажи российских марок вырастут на 3% (до 603 тыс. автомобилей), а китайских иномарок упадут на 37% (до 602 тыс.). На автомобили других иностранных брендов, ввозимые по альтернативным каналам, придется около 100 тыс. единиц (–19%).
Основной проблемой, по мнению дилеров, остается высокая ключевая ставка, которая делает автокредиты менее доступными. Кроме того, на рынке наблюдается переизбыток автомобилей, что вынуждает дилеров предлагать значительные скидки. На складах скопилось около 700 тыс. машин, что вдвое больше, чем годом ранее. Из них 400 тыс. – китайские автомобили, а 100 тыс. – российского производства.
Продажи подержанных автомобилей также снижаются. В 2024 году рынок таких машин составил 6 млн единиц, и в 2025 году ожидается аналогичный уровень, с возможным снижением на 4% в пессимистичном сценарии.
Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) прогнозирует падение рынка новых автомобилей на 15–25%, до 1,3–1,45 млн единиц, а рынка подержанных машин – на 5–15%, до 6–6,5 млн единиц. Основными причинами спада называются высокая ключевая ставка и неблагоприятный валютный курс.
Эксперты также отмечают, что рост утилизационного сбора негативно влияет на спрос. По словам Алексея Подщеколдина, главы РОАД, бесконечное повышение утильсбора не стимулирует иностранных производителей к локализации в России. Для развития рынка необходимы условия, которые сделают выгодным создание сборочных производств и заводов по выпуску автокомплектующих.
На фоне этих проблем продолжается «китаизация» российского авторынка: на китайские автомобили приходится уже 53% продаж, тогда как доля отечественных марок составляет лишь треть.
Власти признают проблемы автопрома. Президент Владимир Путин отметил, что россияне стали реже покупать автомобили в кредит из-за высокой процентной ставки, и подчеркнул необходимость поддержки отечественных производителей. Одной из мер может стать переход госструктур на использование российских автомобилей. Также планируется стимулировать экспорт, хотя текущие объемы остаются скромными: в 2024 году «АвтоВАЗ» экспортировал около 21 тыс. автомобилей Lada.
Эксперты считают, что дальнейшее развитие рынка будет зависеть от уровня локализации иностранных марок, особенно китайских. Однако есть риски, связанные с возможными санкциями против китайского автопрома, что может ограничить поставки технологий и комплектующих.
В долгосрочной перспективе ожидается постепенная локализация производства китайских автомобилей в России, что может помочь закрыть дефицит в бюджетном и среднеценовом сегментах. К 2030 году объем производства внутри страны может достичь 1,5 млн автомобилей.
Тем временем на складах продолжает накапливаться избыток автомобилей, что создает риски для дилеров. Эксперты призывают ограничить поставки импортных машин и сосредоточиться на распродаже текущих запасов. Однако восстановление рынка в ближайшие годы маловероятно, даже несмотря на государственную поддержку и субсидии.