Можно ли доливать в красную охлаждающую жидкость зеленую: объяснил эксперт

Ни одна техническая жидкость для автомобиля не окружена таким количеством мифов, как охлаждающая жидкость (ОЖ). И расплачивается за доверие этим мифам, как правило, двигатель.

Современные материалы в конструкции автомобилей слишком чувствительны, поэтому состав ОЖ подбирается с учётом множества факторов: используемые металлы, пластмассы и резина, температурный режим работы и ресурс двигателя. При этом основы и присадки, применяемые разными производителями, могут быть теоретически несовместимы.

Простейший антифриз когда-то изготавливали, смешивая воду с этиленгликолем. Такая смесь защищала от замерзания: вместо твёрдого льда она превращалась в густую кашу с кристалликами льда. Но это подходило только для старых машин с чугунными моторами и латунными радиаторами.

С появлением лёгкого алюминия под капотом стало ясно, что горячий раствор этиленгликоля быстро разрушает радиаторы, особенно их тонкостенные трубки. Антифризы стали сложнее: сначала добавляли неорганические соли, а позднее — кислоты с более сложными химическими названиями. Именно поэтому сегодня правильнее говорить не «антифриз», а «охлаждающая жидкость».

Полвека назад специально для современных автомобилей, выпускаемых в Тольятти, создали новую жидкость, получившую имя «Тосол». Первые три буквы позаимствовали из таблички «Технология органического синтеза», а окончание «ол» добавили, чтобы название выглядело как химический термин.

Однако уникальное имя сыграло с продуктом злую шутку. Когда статус автомобилей ВАЗ снизился, «тосолы» стали воспринимать как особые жидкости, подходящие только для Лад. На самом деле «Тосол» — это просто один из видов охлаждающей жидкости, ничем не отличающийся от других антифризов по принципу действия.

Ни в коем случае не стоит искать ОЖ того же цвета, что использовалась ранее. Цвет задаёт краситель, который может быть любым, и никаких стандартов, связывающих цвет с химической формулой, не существует.

В то же время автопроизводители часто используют определённый цвет для рекомендуемых жидкостей, чтобы подчеркнуть: заливайте только то, что подходит именно вашему мотору. Поэтому у официальных дилеров канистры обычно одного цвета, например, жёлтого. Такой подход помогает пользователю соблюдать заводские рекомендации.

Однако мелкие производители могут менять цвет антифриза хоть каждый день. В итоге, покупая жидкость не у официального дилера, почти гарантированно попадёшь на «неправильную» ОЖ — и виноватых при этом не будет.

Если смешать два жёлтых антифриза разных производителей, их присадки могут конфликтовать и перестать работать должным образом. Когда же требуется лишь немного пополнить уровень ОЖ, лучше использовать дистиллированную или фильтрованную воду. Такая доливка не изменит свойства антифриза, а лишь восстановит уровень жидкости и температуру её замерзания, так как снижение уровня в герметичной системе происходит главным образом из-за испарения воды.

Клапан на крышке расширительного бачка открывается при повышении давления и выпускает пары воды, тогда как этиленгликоль и присадки испаряются гораздо медленнее. Поэтому доливка воды фактически восполняет именно то, что испарилось из антифриза.