Моженков: возвращение западных брендов грозит обрушить цены на авторынке РФ
Автор Андрей ПрыжковЗападные автопроизводители могут вернуться в Россию, усилив конкуренцию и снизив цены.
Бизнес-эксперт Владимир Моженков, основатель и генеральный директор Mozhenkov Progress Consulting, в интервью «Газете.Ru» заявил, что западные, американские, японские и корейские автоконцерны вскоре могут возобновить работу на российском рынке. Их возвращение способно усилить конкуренцию и привести к значительному падению цен на автомобили.
«Россия — крупный и прибыльный рынок, и уход западных брендов был для них болезненным. Их возвращение неизбежно», — отметил Моженков.
Китайские бренды доминируют, но их стратегия может оказаться уязвимой
После ухода западных компаний российский авторынок практически перешел под контроль китайских производителей. В 2023 году в стране было продано более 500 тыс. китайских автомобилей, а в 2024-м — уже свыше 900 тыс. Однако, по словам эксперта, китайские компании ведут себя агрессивно, завышая цены и игнорируя долгосрочные инвестиции в инфраструктуру.
«Китайские производители заняли жесткую позицию, считая, что „спасли“ российский рынок, и теперь диктуют условия. Но их стратегия ориентирована на быструю прибыль, а не на устойчивое развитие. У них нет той управленческой культуры, которая была у западных брендов», — подчеркнул Моженков.
Китайцы переняли западный опыт через российских специалистов
Эксперт отметил, что китайские компании не только получили свободный доступ на российский рынок, но и активно использовали знания местных профессионалов, ранее работавших с западными брендами.
«Российские менеджеры помогли китайцам выстроить дилерские сети, логистику, сервисное обслуживание и обучение персонала. Теперь Китай применяет этот опыт не только у нас, но и на других рынках — в Азии и Африке», — добавил Моженков.
Возвращение Запада изменит рынок: цены упадут, качество вырастет
Если западные автопроизводители вернутся, не менее 50% российских дилеров могут переориентироваться на сотрудничество с ними. Это спровоцирует жесткую конкуренцию, которая, по прогнозам эксперта, приведет к снижению цен на 1–3 млн рублей в зависимости от бренда.
«Не все китайские компании выдержат эту конкуренцию, но она заставит их улучшать сервис, снижать цены и повышать качество. В конечном итоге выиграют потребители», — уверен Моженков.
Он также прогнозирует, что возвращение западных игроков может увеличить объем рынка с 1,5–1,6 млн до 2 млн автомобилей в год и более.