В автомобильной отрасли обсуждают новый тренд: китайские производители массово корректируют паспортные характеристики своих моделей, чтобы соответствовать обновленным налоговым правилам. С декабря 2025 года в России вступают в силу новые ставки утилизационного сбора: машины с моторами мощнее 160 л. с. теперь подпадают под повышенные коэффициенты. Как сообщает «Фонтанка», это заставило импортеров искать нестандартные решения.
Примером служит Chery Arrizo 8, который теперь официально имеет двигатель мощностью 150 л. с. вместо прежних 186. Однако более глубокий анализ показывает, что дефорсировка появилась еще в 2024 году — тогда производитель стремился занять более выгодную налоговую нишу, и снижение мощности было продиктовано исключительно экономическими соображениями.
Сейчас же ситуация усложнилась. Импортеры и автоконцерны активно используют возможность программного ограничения мощности турбомоторов. Современные бензиновые двигатели с наддувом позволяют гибко регулировать производительность: достаточно изменить настройки блока управления или работу перепускного клапана турбины, чтобы снизить максимальную мощность. При этом крутящий момент на средних оборотах зачастую остается прежним, а динамика разгона почти не страдает. Вернуть прежние показатели можно простой перепрошивкой, при этом ресурс двигателя практически не снижается.
Подобная практика давно используется не только китайскими, но и европейскими и корейскими брендами. В результате на российском рынке встречается много автомобилей с «круглыми» значениями мощности — 150, 200, 250 л. с., хотя за границей эти же моторы выдают на 20–30% больше. Легально изменять паспортные данные может только производитель: процедура одобрения типа транспортного средства (ОТТС) не позволяет дилерам самостоятельно занижать характеристики. Все изменения происходят исключительно с согласия зарубежных партнеров.
Для компаний это ощутимая экономия. Например, у Geely Atlas с мотором на 200 л. с. утильсбор с декабря вырастет на 127 тыс. рублей, а с января — еще больше. Снижение мощности до 160 л. с. резко уменьшает расходы на сборы. Для более дорогих моделей, вроде Geely Monjaro, разница может достигать 200 тыс. рублей, хотя здесь уже возникает вопрос имиджа — покупатели не всегда готовы мириться с «урезанными» характеристиками.
Особенно остро проблема стоит для частного импорта. До декабря 2025 года утильсбор для физических лиц был символическим, но теперь для машин мощнее 160 л. с. сборы становятся коммерческими. Для новых автомобилей с моторами 1–2 литра сбор может превысить 750 тыс. рублей, а для подержанных — еще больше. В таких условиях соблазн занизить мощность велик, но без поддержки производителя сделать это почти невозможно. Таможня тщательно проверяет документы и уже не раз доначисляла сборы за последние три года. Подделка данных чревата серьезными последствиями.
Для электромобилей и гибридов порог мощности еще ниже — 80 кВт (109 л. с.), при этом учитывается не пиковая, а 30-минутная мощность, которая обычно значительно ниже максимальной. Это открывает дополнительные возможности для экономии, но все зависит от честности производителей и импортеров.
В ближайшее время на рынке, вероятно, появится больше моделей с мощностью ровно 160 л. с. Помимо утильсбора это позволяет экономить и на акцизах: для того же Geely Atlas выгода составит еще 23 тыс. рублей. Перед повышением ставок цены на автомобили уже начали расти, и покупатели стремятся оформить сделки до вступления новых правил. Реформа пройдет в два этапа: сначала в декабре 2025 года, затем в январе 2026-го.