Эксперты рассказали «Российской газете» о рисках, с которыми сталкиваются российские покупатели при приобретении подержанных китайских автомобилей. Скрученный пробег, непрозрачная история эксплуатации, сложности с обслуживанием, а также качество деталей и узлов — лишь часть проблем, с которыми может столкнуться покупатель.
Генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк отмечает, что одной из главных трудностей при покупке б/у китайского автомобиля является оценка его состояния и истории эксплуатации.
«За последние годы китайские бренды значительно продвинулись, однако качество моделей сильно различается. Ранние партии часто имели «детские болезни», о которых продавцы могут не знать. На вторичном рынке встречаются автомобили из первых поставок, которые эксплуатировались без обновлений и доработок. Внешне машина может выглядеть новой, но электроника и ресурс узлов могут сильно отличаться от более поздних моделей», — пояснила Франк.
По ее словам, проверка пробега и истории эксплуатации китайских автомобилей сложнее, чем кажется.
«Китайские автомобили цифровые, что одновременно и плюс, и минус. Скручивание пробега стало более изощренным: недобросовестные продавцы изменяют данные не на одометре, а в блоках системных журналов. Многие покупатели ошибочно считают, что «китайцы защищены», но на вторичном рынке встречаются машины с пробегом, исправленным на уровне прошивки. Часто в Россию попадают автомобили, бывшие в каршеринге или корпоративных парках в Китае, и восстановить их историю практически невозможно», — объясняет эксперт.
Еще одной серьезной проблемой является адаптация программного обеспечения под российские условия.
«Большинство китайских моделей изначально создавались для внутреннего рынка КНР. Программное обеспечение, карты, голосовые ассистенты, климатические алгоритмы и настройки безопасности рассчитаны на другие условия. Часто «серые» автомобили приезжают с заблокированными функциями, неработающей навигацией, неполным переводом и без доступа к OTA-обновлениям. Адаптация требует специального оборудования и знаний, и не каждый сервис берется за такую работу. Кроме того, у китайских автомобилей электроника более плотная, чем у европейских или корейских аналогов, поэтому ремонт без оригинальных деталей или с кустарной прошивкой может вывести из строя несколько блоков сразу. Иногда экономия на сервисе оборачивается заменой целого комплекса электроники», — говорит Франк.
Она также отметила, что риск мошенничества выше среднего.
«Сегмент еще молодой, и покупатели не всегда понимают, что именно проверять. Этим пользуются перекупщики: от подмены комплектаций до продажи машин после серьезных ДТП, восстановленных «с нуля» с переписанными системными журналами. Покупать подержанный китайский автомобиль без проверки — все равно что подписывать договор, не читая мелкий шрифт. Надежнее приобретать машину там, где проводится комплексная диагностика электроники, адаптация ПО под Россию, проверка пробега и предоставляется гарантия. На рынке уже есть специализированные центры, которые работают с китайскими автомобилями как с отдельной категорией техники. Покупатели таких площадок сталкиваются с минимальными сюрпризами и в плане софта, и в юридической чистоте сделки», — резюмировала эксперт.
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев добавляет, что у китайских автомобилей эконом-сегмента слабым местом является лакокрасочное покрытие.
«Несмотря на заверения производителей, что кузова полностью оцинкованы, на них появляются «рыжики» из-за резких перепадов температуры и реагентов. Особенно это проявляется в регионах с высокой влажностью. Еще одна проблема — не всегда качественные материалы, узлы и расходники. Например, карданные валы из непрочного материала деформируются под нагрузкой», — пояснил Матвеев.
Он также отметил распространенные проблемы с электроникой.
«Многие китайские автомобили оснащены большим количеством электронных опций, что удобно, но может вызывать зависания систем. Турбированные двигатели, часто устанавливаемые на эти машины, быстрее выходят из строя, чем атмосферные, а ремонт обходится дорого. Подвеска у ряда моделей слабая — после 50 тысяч километров появляются трещины. Проблемы встречаются и с герметичностью кузова: со временем вода может попадать в салон. У автомобилей параллельного импорта могут отсутствовать функции обогрева», — заключил эксперт.