Какие странности техосмотра существовали в СССР: рассказал эксперт Колодочкин

vaz2101krd2 vaz2101krd2

Эксперт журнала “За рулем” Михаил Колодочкин рассказал об особенностях прохождения техосмотра в СССР. Мне не раз приходилось проходить техосмотр автомобиля в советские времена. Отец однажды сказал, что пора «понюхать настоящего пороха» — так начались мои ежегодные визиты в ГАИ для техосмотра. Тогда техосмотр был обязательной процедурой для всех автовладельцев. Правила менялись время от времени, наиболее значительные нововведения произошли в 1964, 1974 и 1988 годах. Однако я расскажу только о том, что видел и пережил сам.

Мое отделение ГАИ располагалось в узком Посланниковом переулке Москвы, неподалеку от знаменитого Бауманского рынка, который позже полностью сгорел.

Итак, середина 1970-х… Записаться на техосмотр заранее было невозможно — компьютеров не было вообще. Нужно было приехать в часы работы ГАИ с двумя квитанциями: оплатой ежегодного дорожного налога и техосмотра. Лично видел, как одного водителя выгнали, потому что он оплатил услуги в «неправильном» отделении сберкассы — в другом районе.

После того как я сполоснул машину из ведра прямо во дворе (тогда это было обычным делом), поехал в отделение ГАИ. Там важно было припарковаться как можно ближе к воротам, ведь инспектор вряд ли пойдет далеко в соседний переулок.

Самое сложное — заставить инспектора остановиться у твоей машины. Он большую часть времени сидит в кабинете с бумагами, а потом ходит вдоль припаркованных автомобилей, не обращая внимания на улыбки и документы водителей.

Инспектор может подойти к твоей машине и вдруг развернуться, следом за ним потянется очередь водителей, чьим машинам он уже уделил внимание. Потом инспектор сядет в кабинет и будет полчаса оформлять талоны — специальные картонки с надписью «Автомобиль технический осмотр прошел», которые клеили в правый нижний угол лобового стекла. Там же указывался год следующего техосмотра. Если инспектор остановился у тебя, это шанс. Обычно документы в порядке, но он может неожиданно потребовать справку о состоянии здоровья, которую имели лишь единицы. У меня она всегда была при себе.

Особую головную боль доставляли владельцам первых Жигулей. Номер двигателя был на передней крышке мотора, и снаружи его не было видно. Инспектор пользовался зеркальцем на длинной ручке, чтобы проверить номер. После этого машину, если она была грязной, обычно не допускали. Как-то я уверял инспектора, что претензий нет, но меня быстро «поставили на место»: проверили аптечку, валидол — и обнаружили просрочку. Мне стало плохо, но гаишник ухмыльнулся и в итоге выдал талон.

Износ шин инспектор оценивал на глаз, люфт руля — покачиванием «баранки». Трещина на стекле — повод к отказу. Площадка с номером почти всегда была грязной, и приходилось залезать внутрь машины с тряпкой, чтобы ее отчистить и убедить инспектора, что недостаток устранен.

Если номер в порядке — почти победа. Затем проверялась светотехника и стояночный тормоз — инспектор упирался рукой в дверной проем и пытался сдвинуть машину. Спрашивали про ремни безопасности, огнетушитель и знак аварийной остановки. Если знак был в гараже, его надо было предъявить, иначе дальше не пустят.

Многие пытались избежать техосмотра — не столько чтобы скрыть поломки, сколько ради нервов. Аптечку с валидолом было легко обновить, а вот заменить лобовое стекло — сложно. Некоторые находили знакомых среди инспекторов, которые за небольшую плату оформляли талон без настоящего осмотра.

Пытались улучшить систему — например, когда ввели обязательную проверку на специальных стендах. Но и тогда даже только что отремонтированная машина часто не проходила проверку, вызывая истерики и жалобы водителей, а виновных не находили.