Первые грузовые «Москвичи», появившиеся на улицах столицы осенью 1947 года, получили прозвище «Буратино». Так их называли из-за кузова, сделанного из дерева и фанеры. Эти фургоны создавались на базе Москвича-400 — первого массового автомобиля в СССР, который можно было купить без специального допуска. Стране остро требовались малотоннажные грузовики, а других подходящих моделей тогда просто не было.
Фургон Москвич-400-422 комплектовали 23-сильным двигателем объёмом 1,1 л и трёхступенчатой коробкой передач. Для него разработали коммерческое шасси Москвич-400-422К — фактически половину автомобиля со всеми важными узлами. Уже на этом шасси собирали фургоны грузоподъёмностью 250 кг.
Сначала производство вел МЗМА, но завод был перегружен заказами, и сборку передали ремонтному предприятию МВД. Позднее фургоны строили и другие небольшие заводы: рефрижераторный, предприятия пищевой промышленности и т.д. Среди них были и высокие фургоны — ранние предшественники будущих «каблуков».
До 1956 года выпустили почти 13,5 тыс. грузовых Москвичей первого поколения. Также создали опытный армейский пикап, но в серию он не пошел.
Фургоны второго поколения
Первый полностью металлический фургон появился на базе Москвича-402. Несмотря на его готовность, МЗМА долго не начинал производство: главным заказчиком было министерство связи, а завод предлагал ограничиться универсалом Москвич-423 со снятыми сиденьями и решётками на окнах.
Однако почтовому ведомству требовался именно полноценный трёхдверный фургон. В итоге в 1958 году запустили Москвич-430, рассчитанный на 250 кг груза и оснащённый 45-сильным мотором объёмом 1,4 л. Между салоном и грузовым отсеком установили перегородку с решётчатым окном, а задние боковые двери сначала просто заделывали, позднее сделали цельную новую боковину.
Позднее появились версии Москвич-432 и экспортные модификации с улучшенной отделкой. Интересно, что именно фургоны этого поколения стали первыми серийными легковыми автомобилями СССР с наружными зеркалами заднего вида — на обычных легковушках их ставили в основном на экспорт.
Также на базе второго поколения Луцкий завод (будущий ЛуАЗ) выпускал рефрижераторы ЛуМЗ-945.
«Стиралки» — фургоны третьего поколения
Фургоны Москвич-433 и 434 получили прозвище «стиралки» из-за ребер жесткости на верхней части боковин — они напоминали старую стиральную доску. Модель 433 (50 л.с.) начали выпускать в 1966 году. Сначала задние двери были двухстворчатыми, как у ГАЗ-22, но позже их заменили на цельную подъемную. В 1969 году верхнюю часть перегородки убрали и добавили стекло в дверь грузового отсека.
Задняя часть кузова практически не менялась вплоть до 1977 года, когда выпустили последние фургоны Москвич-2734 на базе 2140 с 75-сильным мотором. Слабая 50-сильная версия 2733 в серию не пошла. Всего за 1976–1977 годы сделали менее пяти тысяч таких автомобилей.
Почему фургоны Москвича исчезли
АЗЛК прекратил выпуск фургонов во многом из-за конкуренции с ижевским заводом. Хотя ИЖ-2715 официально не назывался «Москвичем», он использовал агрегаты и конструкцию Москвича-412. Высокий кузов с распашными дверями быстро принёс ему прозвище «каблук». Модель имела более высокий центр тяжести, но была заметно вместительнее и практичнее московских фургонов.
Ижевск выпускал и пикапы ИЖ-27151. Производство этих моделей продолжалось до начала 2000-х. Всего изготовили около 900 тыс. ИЖ-2715 и 135 тыс. ИЖ-27151.
В Москве же с 1992 года появился пикап Москвич-2335, но это была уже переднеприводная машина нового поколения — и отдельная, менее успешная история.