Как в СССР хотели создать грузовик «Запорожец»: рассказал эксперт Канунников

Gruzozaz Gruzozaz

Эксперт Канунников поведал удивительную историю о малоизвестном семействе автомобилей ЗАЗ

В середине 1960-х годов в СССР планировали создать аналог популярного немецкого фургона Volkswagen Transporter, причем с полным приводом.

Сразу после запуска серийного производства ЗАЗ-965 на заводе в Запорожье начали разрабатывать новые модели. Основное внимание уделялось легковым автомобилям — работы над ЗАЗ-966 стартовали уже в 1961 году. Однако параллельно конструкторы и дизайнеры завода «Коммунар» приступили к созданию необычного грузового автомобиля.

Подобные машины с задним расположением двигателя уже существовали в мире. Самым известным примером был Volkswagen Transporter, а в США выпускали Chevrolet Greenbrier на базе заднемоторного Corvair. Поэтому идея разработать грузовик на основе Запорожца выглядела вполне реалистичной.

В СССР ощущалась острая потребность в компактных городских развозных автомобилях. Небольшие фургоны производились только на МЗМА, но в ограниченных количествах.

В 1961 году на заводе «Коммунар» создали первый прототип бортового грузовика ЗАЗ-970 под руководством главного конструктора Ю. Сорочкина. За кузов отвечал Л. Мурашов, а дизайн разрабатывал Ю. Данилов. Кабина первого образца повторяла стиль ЗАЗ-965. Двигатель, как и у серийного Запорожца, располагался сзади под высоким кузовом и приводил задние колеса.

Вдохновленные первым прототипом, в 1962–1963 годах создали еще шесть опытных образцов с разными кузовами и более современным дизайном. Базовой моделью стал цельнометаллический фургон ЗАЗ-970 с несущим кузовом. Также разработали пикап ЗАЗ-970В, унифицированный с фургоном. Эти грузовики, с колесной базой 2023 мм, как у ЗАЗ-965, могли перевозить до 400 кг груза — значительно больше, чем фургоны на базе «Москвича» (250 кг).

В семейство вошел и уникальный для того времени автомобиль — ЗАЗ-970Б, по сути, семиместный грузопассажирский минивэн. Его сиденья складывались, превращая машину в грузовую. При перевозке водителя и одного пассажира грузоподъемность составляла 350 кг, а с пятью пассажирами — 75 кг.

Основные узлы заимствовали у серийного Запорожца: независимая торсионная подвеска спереди, пружинная сзади и стандартный силовой агрегат. Некоторые прототипы оснащали модернизированным 27-сильным двигателем объемом 0,9 л вместо базового 23-сильного.

Максимальная скорость ЗАЗ-970 достигала 75 км/ч, что для городских условий считалось достаточным.

Двигатель воздушного охлаждения из Мелитополя не был идеальным для грузовика. В отличие от низких оппозитных моторов Volkswagen и Chevrolet, V4 Запорожца требовал высокого кожуха в задней части кузова. В фургоне и минивэне над моторным отсеком предусмотрели подъемный люк со стеклом, а для удобства погрузки добавили широкие распашные двери по правому борту.

Конструкция ЗАЗ-970 была перспективной и максимально унифицированной с серийным Запорожцем. Разработчики даже начали работать над версией с полным приводом, что делало проект еще более амбициозным.