Как в СССР эксплуатировали трофейные машины: рассказал эксперт Каннуников

Mercedes Benz 770 Mercedes Benz 770

Во второй половине 1940-х годов советские граждане впервые познакомились с техническими новинками: независимыми подвесками, мощными двигателями с компрессорами, заднемоторными компоновками и даже передним приводом. Всё это появилось в СССР благодаря трофейным автомобилям, захваченным после Великой Отечественной войны.

По оценкам, в страну попало около 100 тысяч таких машин. Многие из них перешли в руки частных владельцев, зачастую становясь их первым автомобилем – до появления «Москвича-400» и «Победы» в 1947 году личных автомобилей в стране почти не было. Ими владели в основном известные учёные и деятели искусства, получившие спецразрешения.

Даже профессионалы – водители, инженеры, механики – с удивлением изучали непривычные технические решения в импортных машинах. В 1948 году была издана книга инженера Юрия Хальфана «Описание конструкций автомобилей иностранных марок», ставшая настольным пособием для владельцев трофейной техники.

Особое впечатление на советских автолюбителей производили комфорт и технические изыски немецких машин. В автомобилях Horch и Mercedes-Benz уже тогда были мощные отопители, встроенные часы, противоугонные устройства и централизованные системы смазки. Последние позволяли подачу масла к узлам шасси с помощью педали в салоне, без необходимости лезть под машину. Подобная система появилась на ГАЗ-М21 «Волга» лишь в 1956 году – и то на первых моделях.

Советские водители впервые увидели верхнеклапанные двигатели, отличающиеся надёжностью и высокой мощностью. Для сравнения: мотор Mercedes-Benz 320 (3,2 л) выдавал 78 л.с., тогда как аналогичный по объёму ГАЗ-М1 – всего 50 л.с. Спортивный BMW 327 с двумя карбюраторами – 55 л.с. Но особенно удивляли массивные 8-цилиндровые моторы Horch и Mercedes-Benz, а компрессорные версии Mercedes-Benz 540K развивали до 180 л.с., что по тем временам казалось фантастикой.

На многих немецких автомобилях уже стояли коробки передач с синхронизаторами, а также повышающие передачи (овердрайвы), чего тогда не было даже на новейших советских моделях. Необычные компоновки тоже вызывали интерес: например, передний привод – за десятилетия до ВАЗ-2108 – был у моделей Audi Front, Adler и DKW. Коробка передач размещалась перед двигателем, а крутящий момент передавался через карданные валы.

Некоторые DKW оснащались двухтактными моторами, из-за чего их в шутку расшифровывали как «дурак, кто выдумал». Тем не менее, такие машины использовались даже в такси, например, в Ленинграде, а в частных руках работали до 1970-х годов. Обслуживание и ремонт переднеприводной техники требовали сноровки, но умельцы справлялись, хотя нередко трофейные авто переоборудовали под советские агрегаты.

Пример – Adler Trumpf Junior, снявшийся в фильме «Кавказская пленница», который, по воспоминаниям, был уже с начинкой от «Москвича».