Идет падение продаж. Рынок электромобилей в России сбавляет обороты
Автор Макс ШульцХотя в России наблюдается резкий рост продаж электромобилей, сейчас динамика этого сектора начинает показывать замедление. Основными факторами, влияющими на спрос, являются увеличение процентных ставок по кредитам, рост таможенных пошлин и поднятие утилизационного сбора. В Татарстане, например, в прошлом году было реализовано почти 400 новых электромобилей, среди которых особенно выделяется модель Zeekr 001, которая занимает лидирующие позиции. Жители Татарстана пока не проявляют большого желания приобретать электронные модели «Москвич» и отдают предпочтение маркам Zeekr, Volkswagen, BYD и Tesla. В республике активно ждут начала продаж электромобиля «Атом», запуск которого запланирован на середину 2025 года.
Рынок электромобилей в России, как и рынок автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, оказывается под доминированием китайских производителей. При этом такую тенденцию можно считать глобальной, а не ограниченно российской. По итогам 2024 года китайский автопроизводитель BYD уверенно занял первое место по продажам электромобилей, реализовав 4 272 145 автомобилей на альтернативных источниках энергии за весь прошлый год.
Тем временем, прогнозы относительно российского рынка электрокаров становятся менее оптимистичными — кредитные ставки выросли, увеличилась сумма утилизационного сбора, а иностранные электромобили неожиданно лишились части налоговых льгот. С 10 января правительственные меры обеспечивают бесплатный проезд по платным автодорогам только для отечественных электромобилей, таких как Evolute, «Москвичи» и «Амберавто».