Идет быстрый рост цен. В России за полгода автомобили подорожали на 25%
Автор Андрей ПрыжковВ феврале продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За месяц было продано чуть более 85 тысяч единиц техники, что стало самым низким показателем с мая 2023 года.
Для участников рынка такие результаты не стали неожиданностью. Глава АвтоВАЗа Максим Соколов назвал ситуацию "тревожной", отметив, что запасы непроданных автомобилей превышают 500 тысяч единиц и продолжают расти.
Основной причиной спада продаж стал резкий рост цен на новые автомобили. Если в первой половине 2024 года средняя стоимость нового авто составляла около 3 миллионов рублей, то к январю 2025 года, по данным аналитиков "Авто.ру", она приблизилась к 4 миллионам рублей. Таким образом, за полгода цены выросли на те же 25%.
Одним из факторов, повлиявших на удорожание, стало повышение утилизационного сбора осенью прошлого года. Для легковых автомобилей массового сегмента с двигателем от 1 до 2 литров сбор увеличился в 2,2 раза — с 300,6 тысяч рублей до 556,2 тысяч рублей. С 1 января 2025 года он был дополнительно повышен до 667,4 тысяч рублей.
Утильсбор, введённый более 10 лет назад, изначально задумывался как мера поддержки отечественных производителей, стимулирующая локализацию производства. Автоконцерны, имеющие заводы в России, получали субсидии, компенсирующие уплаченный сбор. Однако с 2022 года размер компенсации напрямую зависит от уровня локализации, что теоретически должно было сдерживать рост цен на российские автомобили. Однако на практике это не сработало.
Даже отечественные производители, такие как АвтоВАЗ, столкнулись с падением спроса. В феврале компания продала 26 тысяч автомобилей, что на 4% меньше, чем годом ранее. При этом новые модели АвтоВАЗа сейчас стоят около 2,5 миллионов рублей. Для среднестатистического россиянина с зарплатой 88 тысяч рублей накопление на такой автомобиль займёт 28 месяцев. Автокредит также не выглядит привлекательным решением из-за высоких процентных ставок.
В результате новые автомобили становятся всё менее доступными для большинства граждан, что стимулирует рост вторичного рынка. Это, в свою очередь, ведёт к увеличению среднего возраста автопарка, что негативно сказывается на безопасности на дорогах.