Эксперт Зиновьев раскрыл причины скандала с грузовиками Shacman в РФ

shacman shacman

Эксперт журнала “За рулем” раскрыл причины скандала, разразившегося вокруг грузовой марки Shacman в России. Эти грузовики хотят признать опасными.
Два года назад директор челябинской компании «Спецавтострой» приобрёл новый самосвал Shacman SX32586. Уже в процессе эксплуатации он заметил, что машина не соответствует ряду нормативов — в частности, по шуму и конструкции защитных устройств. Вместо обращения к дилеру, владелец отправил самосвал на экспертизу в НИЦИАМТ ФГУП НАМИ и сообщил о проблемах в Росстандарт.

Основные претензии:

  • Задняя противоподкатная защита и боковые устройства не выдержали нагрузки: задний брус деформировался на 482 мм при допустимых 400 мм, выявлены поломки и геометрические несоответствия.
  • Дополнительно отмечались чрезмерный шум в кабине, слабые тормоза и неразборчивый сигнал системы ЭРА-ГЛОНАСС.
  • Росстандарт подтвердил нарушения по уровню шума.

Ответ компании «Шакман Моторс» — официального представителя бренда в России:

  • Машина прошла испытания уже после 4000 км пробега, а сертификационные тесты положено проводить на новых экземплярах.
  • Возможны изменения в конструкции в процессе эксплуатации.
  • Компания предложила отзывную кампанию: заменить болты креплений, проверить и при необходимости заменить боковую защиту и шумоизоляцию.

Однако Росстандарт в феврале 2025 года приостановил действие ОТТС для модели SX3258. Это привело к блокировке продаж более 2000 уже ввезённых и растаможенных машин.

Что с сертификацией?


Проверка сертифицирующей организации «ИнфоТехРазвитие» нарушений не выявила. Однако внимание привлекли испанские протоколы, на основании которых был получен ОТТС. Они легитимны по Женевскому соглашению, но Минпромторг выступил за ужесточение процедур — не только из-за Shacman, но и в связи с аналогичными случаями у других китайских брендов.

Документы на защитные устройства предоставлены Министерством промышленности Испании, а тормоза сертифицировались в Беларуси. Это объясняется тем, что у Shacman есть сборочные мощности в Румынии и машины могли проходить испытания в странах ЕС.

Некоторые наблюдатели предположили, что действия владельца самосвала могли быть спланированной акцией против бренда — доказательств этому нет.

Роль Shacman на рынке


По данным «Автостат», в 2024 году в РФ продано 102 тыс. тяжёлых грузовиков:

  • Shacman — 17,2 тыс. (15,42%, 3-е место)
  • Sitrak — 19,4 тыс. (19,03%, 1-е место)
  • КамАЗ — 17,2 тыс. (16,91%, 2-е место)

Модель SX3258 — также третья по популярности (6,8 тыс., 5,13%), уступив Dongfeng 4180 и Sitrak C7H.

Что дальше?


Развитие ситуации зависит от того, будет ли инцидент признан недоразумением или преднамеренным нарушением. Shaanxi Automobile Group надеется на мирное урегулирование — через отзыв и повторную сертификацию. Но полностью исключать санкции, вплоть до запрета на продажи, нельзя.