Эксперт журнала “За рулем” раскрыл причины скандала, разразившегося вокруг грузовой марки Shacman в России. Эти грузовики хотят признать опасными.
Два года назад директор челябинской компании «Спецавтострой» приобрёл новый самосвал Shacman SX32586. Уже в процессе эксплуатации он заметил, что машина не соответствует ряду нормативов — в частности, по шуму и конструкции защитных устройств. Вместо обращения к дилеру, владелец отправил самосвал на экспертизу в НИЦИАМТ ФГУП НАМИ и сообщил о проблемах в Росстандарт.
Основные претензии:
- Задняя противоподкатная защита и боковые устройства не выдержали нагрузки: задний брус деформировался на 482 мм при допустимых 400 мм, выявлены поломки и геометрические несоответствия.
- Дополнительно отмечались чрезмерный шум в кабине, слабые тормоза и неразборчивый сигнал системы ЭРА-ГЛОНАСС.
- Росстандарт подтвердил нарушения по уровню шума.
Ответ компании «Шакман Моторс» — официального представителя бренда в России:
- Машина прошла испытания уже после 4000 км пробега, а сертификационные тесты положено проводить на новых экземплярах.
- Возможны изменения в конструкции в процессе эксплуатации.
- Компания предложила отзывную кампанию: заменить болты креплений, проверить и при необходимости заменить боковую защиту и шумоизоляцию.
Однако Росстандарт в феврале 2025 года приостановил действие ОТТС для модели SX3258. Это привело к блокировке продаж более 2000 уже ввезённых и растаможенных машин.
Что с сертификацией?
Проверка сертифицирующей организации «ИнфоТехРазвитие» нарушений не выявила. Однако внимание привлекли испанские протоколы, на основании которых был получен ОТТС. Они легитимны по Женевскому соглашению, но Минпромторг выступил за ужесточение процедур — не только из-за Shacman, но и в связи с аналогичными случаями у других китайских брендов.
Документы на защитные устройства предоставлены Министерством промышленности Испании, а тормоза сертифицировались в Беларуси. Это объясняется тем, что у Shacman есть сборочные мощности в Румынии и машины могли проходить испытания в странах ЕС.
Некоторые наблюдатели предположили, что действия владельца самосвала могли быть спланированной акцией против бренда — доказательств этому нет.
Роль Shacman на рынке
По данным «Автостат», в 2024 году в РФ продано 102 тыс. тяжёлых грузовиков:
- Shacman — 17,2 тыс. (15,42%, 3-е место)
- Sitrak — 19,4 тыс. (19,03%, 1-е место)
- КамАЗ — 17,2 тыс. (16,91%, 2-е место)
Модель SX3258 — также третья по популярности (6,8 тыс., 5,13%), уступив Dongfeng 4180 и Sitrak C7H.
Что дальше?
Развитие ситуации зависит от того, будет ли инцидент признан недоразумением или преднамеренным нарушением. Shaanxi Automobile Group надеется на мирное урегулирование — через отзыв и повторную сертификацию. Но полностью исключать санкции, вплоть до запрета на продажи, нельзя.