Эксперт Забора: новый утильсбор грозит оставить россиян без популярных авто

audisalon audisalon

После предстоящего повышения утилизационного сбора российский рынок автомобилей ждут серьезные изменения. Кто сможет сохранить доступные цены, кто понесет наибольшие убытки и есть ли шанс на отсрочку новых ставок? Об этом Autonews.ru рассказал руководитель сервиса по заказу импортных машин Carwin Дмитрий Забора.

По словам эксперта, главным вопросом сегодня становится не столько масштаб подорожания, сколько сам факт возможности ввоза автомобилей. «Свежая версия утильсбора фактически обрекает импорт на провал — особенно для машин старше трёх лет», — отмечает Забора.

Примеры подорожания

В качестве примера он приводит популярную Honda CR-V и её китайский аналог Honda Breeze. Ранее кроссоверы 2021–2022 годов с 1,5-литровым турбомотором мощностью 193 л.с. стоили 2,2–2,5 млн рублей с доставкой во Владивосток, включая около 250 тысяч рублей таможенных платежей. Теперь к этой сумме добавляется 1,32 млн рублей утильсбора.

«С января ожидается индексация — плюс 1,584 млн рублей, то есть рост почти на 70%. При таких ценах спрос на подобные модели вряд ли сохранится», — уверен эксперт.

Схожая ситуация и с Hyundai Santa Fe на 2,2-литровом дизеле мощностью 202 л.с. — одном из самых востребованных семейных кроссоверов. Ранее стоимость составляла 3,6–3,8 млн рублей, сейчас к ней прибавляется почти 3 млн, а с начала следующего года — ещё около 3,5 млн рублей.

Под ударом — даже премиум

По оценке Заборы, даже премиум-сегмент не избежит потрясений. «Казалось, элитные авто всегда найдут покупателя, но теперь это не так. BMW X5, стоивший 7–8 млн рублей, вырастет почти на 4 млн. Это заставит многих клиентов переключиться на рынок подержанных машин», — объясняет он.

Кто пострадает сильнее всего

Все приведённые расчёты относятся к автомобилям старше трёх лет. Для новых моделей ситуация немного мягче, но тоже непростая: при мощности от 160 до 190 л.с. доплата составит около 750 тысяч рублей, а в 2025 году — уже 900 тысяч.

«Для таких моделей, как Geely Coolray, которые раньше стоили менее 2 млн рублей, это фактически приговор: никто не будет платить 3 миллиона», — считает Забора.
По его прогнозу, премиальные версии вроде Geely Monjaro (238 л.с.) полностью потеряют привлекательность: цена с текущих 3,2–3,3 млн вырастет сразу на 1,32 млн, а к январю — ещё на 1,58 млн рублей.

Пока что относительно устойчивой выглядит Toyota RAV4 2025 года с полным приводом. Её стоимость около 3,3 млн рублей с надбавкой остаётся «на грани разумного», однако и таких предложений будет всё меньше, предупреждает эксперт.

Последствия для рынка

По оценке Carwin, после вступления новой формулы расчета в силу импорт из Китая и Южной Кореи сократится на 80–85%, а поставки из Японии — на 10–15%. Это станет серьёзным ударом по серым схемам ввоза и частным импортёрам, однако до массовых банкротств дело вряд ли дойдёт.

«Большинство компаний постарается удержаться, но работать станет гораздо сложнее: снизятся объёмы, сократится персонал, прибыль упадёт в разы», — прогнозирует Дмитрий Забора.

Почему повышают утильсбор

Повышение утильсбора, по мнению властей, должно стимулировать локализацию производства и обновление автопарка. Однако эксперты считают, что реальный эффект будет противоположным: доступных машин станет меньше, а цены на новые и подержанные автомобили продолжат расти.

«На фоне колебаний валют, роста налогов и снижения доходов населения такая реформа может окончательно охладить интерес к покупке автомобилей», — подытожил Забора.