Современные автомобили всё чаще оснащаются системой «старт-стоп», которая автоматически глушит двигатель на светофорах и в пробках, а затем мгновенно запускает его при нажатии на педаль газа. Разработанная для снижения расхода топлива и вредных выбросов в городских условиях, эта технология имеет и обратную сторону – повышенный износ двигателя. О том, как минимизировать риски, в беседе с "Российской газетой" рассказал Роман Сокуев, руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants.
Каждый раз, когда система «старт-стоп» активируется, моторное масло ещё не успевает полноценно распределиться по всем узлам. В результате возникает граничное трение, ускоряющее износ деталей. В плотном городском трафике такие циклы повторяются десятки раз за поездку, что приводит к:
быстрой деградации масла (окисление, накопление отложений);
конденсации влаги (из-за недостаточного прогрева в коротких поездках);
повышенной нагрузке на аккумулятор и стартер.
Производители моторных масел уже адаптировали свою продукцию под новые требования. Для автомобилей с системой «старт-стоп» рекомендуются масла с улучшенными характеристиками:
высокая термическая стабильность;
усиленные противоизносные и противозадирные свойства;
низкая вязкость при холодном пуске (например, ACEA C2/C3 или спецификации VW 508 00, MB 229.71).
Некоторые эксперты советуют сокращать межсервисные интервалы на 10-15%, если машина часто ездит в режиме «старт-стоп».
Использование масла, не соответствующего допускам автопроизводителя, может привести к преждевременному износу двигателя. Например, Volkswagen и Mercedes-Benz разработали специальные стандарты (такие как VW 508 00), учитывающие повышенные нагрузки от частых запусков.
Система «старт-стоп» действительно помогает экологии и экономии топлива, но требует более внимательного отношения к обслуживанию. Владельцам таких автомобилей стоит:
✅ Заливать только рекомендованные масла;
✅ Контролировать уровень и состояние смазки;
✅ Своевременно менять масло и фильтры;
✅ Периодически проводить диагностику двигателя.
«Грамотный подход к выбору масла и регулярное обслуживание помогут сохранить ресурс мотора, даже при ежедневных многочисленных циклах остановки и запуска», – резюмирует Роман Сокуев.