Покупка автомобиля с пробегом по-прежнему остаётся востребованным вариантом для тех, кто хочет обновить свой автопарк. При этом, одна из основных тревог потенциального владельца – риск купить машину с дефектным силовым агрегатом. Двигатель – это важнейшая составляющая любого автомобиля, и его неисправности влекут за собой существенные финансовые вложения в восстановление. Чтобы уберечься от приобретения машины с проблемным мотором, и на что следует обращать внимание при осмотре, рассказал “Российской газете” Никита Родионов, занимающий должность технического директора в сети автосервисов Fit Service. Он поделился своими рекомендациями, основанными на многолетнем опыте.
Анализ выхлопной системы
Первым делом, оцените отработанные газы. Это несложный, но показательный тест. Чтобы корректно оценить, прогрейте двигатель до рабочей температуры (10-15 минут) и сделайте несколько резких нажатий на газ. Зафиксируйте наличие сизого дыма при повышенных оборотах, а также другие характеристики выхлопа. Сизый оттенок часто указывает на сгорание масла в двигателе. Причинами могут быть изношенные поршневые кольца, маслосъёмные колпачки или неисправность турбокомпрессора (если он есть). В любом случае, это сигнал о серьезном износе и потенциально дорогом ремонте.
Белый пар, особенно в прохладную погоду, не должен пугать – это нормальное явление из-за конденсата. Однако избыток пара, который не пропадает после прогрева и имеет запах антифриза, может указывать на попадание антифриза в цилиндры, например, из-за повреждения прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). В таком случае, посетите СТО для диагностики. Черный дым обычно свидетельствует о проблемах с топливной системой (переобогащенная смесь, неисправные форсунки) или системой зажигания, что менее критично, чем сизый дым.
Оценка пространства под капотом
Далее внимательно осмотрите пространство под капотом. Обратите внимание на следы утечек масла, антифриза и других жидкостей. Особенно тщательно осмотрите соединение головки блока цилиндров с блоком двигателя. Признаком поврежденной прокладки ГБЦ часто являются подтеки антифриза или масла, а также изменение цвета вокруг швов. Большое количество герметика на соединениях может говорить о попытках скрыть утечки.

Неоригинальные шланги, патрубки и хомуты — признаки неквалифицированного ремонта. Новые болты или следы их откручивания на двигателе (особенно на ГБЦ) — указание на то, что двигатель разбирали. Чистые участки вокруг новых болтов на запыленном двигателе — причина для вопросов к продавцу.
Оценка работы двигателя
После предварительной оценки под капотом запустите двигатель и внимательно следите за его работой. В идеале он должен работать ровно, без заметной тряски и посторонних шумов. Сильная вибрация на холостом ходу может указывать на изношенные опоры двигателя, проблемы со свечами, форсунками или даже более серьезные неисправности внутри двигателя. Необычные стуки, щелчки или металлический звон — это повод для беспокойства. Эти звуки могут быть вызваны износом подшипников, клапанов, цепи ГРМ или других дорогостоящих компонентов. Нестабильные обороты холостого хода — еще один тревожный признак. Двигатель должен поддерживать постоянные обороты.
Контрольная панель
Самый простой способ оценить состояние двигателя — посмотреть на приборную панель. Любые ошибки в электронных системах будут отображены. Горящий индикатор «Check Engine» или другие предупреждающие знаки — повод для более тщательного осмотра.
Иногда продавцы идут на уловки, убирая лампочки, чтобы скрыть ошибки. Чтобы избежать этого, используйте простой сканер или Bluetooth-адаптер для диагностики. Подключите его к разъему OBD-II и проверьте наличие ошибок. Однако старые или «плавающие» ошибки может выявить только профессиональное оборудование.
Тест-драйв
Обязательно проведите пробную поездку. Оцените реакцию на нажатие педали газа. Автомобиль должен быстро набирать скорость без рывков, провалов и посторонних звуков. Медленный разгон может указывать на низкую компрессию или проблемы с топливной системой. Обратите внимание на наличие дыма из выхлопной трубы при интенсивном ускорении. Эти методы позволяют провести первоначальную оценку двигателя. Однако для покупки надежного автомобиля необходима профессиональная диагностика.
На СТО проводится измерение компрессии, проверка герметичности поршневой группы и состояния прокладки ГБЦ. Крупные сервисы предлагают эндоскопическое исследование цилиндров для выявления повреждений стенок цилиндров, поршней и клапанов, таких как «задиры», возникающие при масляном голодании или использовании некачественного масла.