Эксперт Колодочкин: в СССР люди годами копили на покупку нового автомобиля
Автор Макс ШульцЭксперт напомнил о том, насколько дорогими были автомобили и бензин в СССР. Михаил Колодочкин поделился информацией о ценах на автомобили и топливо в «застойные» советские времена, которые многим кажутся приятными на память.
Жители Советского Союза часто копили средства на покупку машины в течение нескольких лет. В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века в стране не возникало проблем с пробками и парковкой, так как машин было значительно меньше, чем сейчас. Для большинства советских людей автомобиль всё же считался скорее предметом роскоши, чем обычным средством передвижения. Тем не менее, мечта о покупке машины воспринималась как совершенно достижимая цель, и людям было свойственно копить на свои стремления.
Средняя зарплата инженера в 1970 году составляла около 122 рублей, начальника лаборатории — 200-220 рублей, а специалиста с учёной степенью – 400 рублей. Водители троллейбусов зарабатывали 300 рублей, в то время как начинающий учитель без опыта мог рассчитывать на зарплату около 110 рублей.
Если килограмм картошки стоил всего 15 копеек, сахар — около 90 копеек, а билет на автобус — 5 копеек, то цена автомобиля была значительно выше. Так, «Запорожец» можно было купить за 3 500 рублей, «Москвич-412» стоил 4 600 рублей, в то время как ВАЗ-2101 обошёлся бы в 5 605 рублей (с венгерским приёмником за 105 рублей). «Волга» ГАЗ-24 стоила 9 150 рублей.
Что касается топлива, то ассортимент составлял два вида — А-76 и АИ-93, которые стоили 8 и 10 копеек за литр соответственно. Многие экономили, предпочитая 76-й бензин, зачастую получая его не на автозаправках, а по знакомству от водителей грузовиков или автобусов, у которых литр стоил 5 копеек.
Однако в начале 1978 года произошёл резкий рост цен — бензин подорожал вдвое, и АИ-93 стал стоить 20 копеек за литр вместо прежних десяти. С 1 января 1981 года цены на топливо снова удвоились, и заправка 39-литрового бака «Жигулей» обошлась почти в 16 рублей.