Эксперт Хайцеэр: автомобили «Москвич» можно продать только со скидками
Автор Макс ШульцВ январе 2025 года на российском рынке было продано около 1,1 тысячи автомобилей марки «Москвич», что на 54% меньше, чем в декабре 2024 года, когда реализовали 2,4 тысячи единиц. Об этом сообщило агентство ТАСС со ссылкой на пресс-службу производителя.
Представители «Москвича» подтвердили данные о продажах, но отказались комментировать резкое падение спроса по сравнению с 2024 годом, когда среднемесячные продажи составляли 2,4 тысячи автомобилей.
В 2024 году бренд показывал стабильный рост. Например, в январе того года было продано около 1,1 тысячи машин, что на 40% больше, чем в январе 2023-го. Однако этот рост объяснялся низкой базой, так как в то время марка только возвращалась на рынок.
Эксперты отмечают, что в начале 2025 года «Москвич» столкнулся с рядом трудностей. По словам Олега Мосеева, бывшего главы ассоциации «Российские автомобильные дилеры», традиционное снижение спроса в январе усугубило ситуацию. При этом общий рынок автомобилей в России, по данным агентства «Автостат», вырос на 11%, достигнув 89,1 тысячи проданных единиц.
Одной из ключевых проблем марки является отсутствие четкой стратегии позиционирования и высокая стоимость автомобилей, связанная с мелкосерийным производством. Мосеев подчеркивает, что высокая цена «Москвичей» обусловлена крупноузловой сборкой, что делает их дороже моделей-доноров.
Вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр считает, что бренд выбрал неверное направление. По его мнению, у россиян нет ностальгии по советскому «Москвичу», который был возрожден в 2023 году в сотрудничестве с азиатскими партнерами. Маркетинговая стратегия не смогла привлечь внимание аудитории моложе 40 лет, предпочитающей другие марки. Основными покупателями «Москвича» становятся те, кто реагирует на акции и сниженные цены, что негативно сказывается на имидже бренда.
В конце 2023 года дилерский холдинг «Авторусь» расторг контракт с «Москвичом» и распродал оставшиеся автомобили со скидками. Причины разрыва соглашения официально не раскрывались.
Мосеев также указывает на ошибки в стратегии дистрибуции: слишком широкая дилерская сеть при низких объемах продаж увеличила издержки и усложнила взаимодействие с партнерами. Кроме того, значительная часть продаж приходилась на госзакупки, но к началу 2025 года бюджет для них еще не был утвержден, что также повлияло на снижение спроса.
Отсутствие интереса к электромобилям, таким как «Москвич-3е», также стало проблемой. Татьяна Акимова, директор компании «Автомаркетолог», отмечает общий спад спроса на электрокары, включая корпоративный сегмент.
На данный момент завод выпускает модели «Москвич 3», «Москвич 3е» и седан «Москвич 6». Планировавшийся на конец 2024 года дебют кроссовера 8-й серии был перенесен на неопределенный срок в 2025 году.
Для улучшения положения на рынке, по мнению Хайцеэра, компании необходимы значительные инвестиции. Мосеев считает, что ключевым шагом должно стать более эффективное использование партнерства с JAC, чтобы увеличить производство до 50 тысяч автомобилей в год и достичь экономической устойчивости.