Эксперт Канунников сделал интересное сравнение автомобилей Москвич и ВАЗ, рассматривая их с точки зрения качества и надежности. Все мы знаем, что марка ВАЗ пользовалась гораздо большей популярностью у населения СССР. Тем не менее, поклонники Москвича также могли привести убедительные доводы в защиту своего выбора. Если подходить к вопросу с холодной головой и без необоснованных эмоций, то действительно можно выделить достаточно серьезные аргументы.
Когда в 1970 году на рынок вышел ВАЗ-2101, это произвело настоящую сенсацию. Любой новый автомобиль, появлявшийся в СССР, всегда вызывал огромный интерес. А тут — совершенно новая модель под новым брендом, дополнительно подогревающая интерес благодаря тому, что находилась в популярном и дефицитном классе, ранее представленном Москвичом. Интерес к Жигулям был колоссальным, но у опытных автомобилистов возникали сомнения относительно надежности новой модели, произведенной на основе Fiat. Многие считали, что она по прочности и долговечности уступает автомобилям, производимым на АЗЛК. Как отмечали некоторые очевидцы, в начале 70-х на различных предприятиях «копейка» нередко приобреталась легче, чем Москвич-412.
Что касается тормозной системы, то «Жигули», хоть и без усилителя, но с дисковыми тормозами спереди, показывали более высокие характеристики, чем барабанные тормоза Москвича. Это ощутили все опытные водители, которые впервые садились за руль «копейки». Снаружи Москвич-412, безусловно, представлялся более интересным автомобилем, однако внешний вид — это всегда вопрос индивидуальных предпочтений, который вряд ли волновал бы советских автолюбителей, не имевших возможности выбирать между многими моделями.
Ситуация значительно изменилась во второй половине 1970-х, когда был представлен ВАЗ-2103. Современный дизайн кузова и интерьера, мощный двигатель сделали эту модель самой престижной после недоступной Волги. В салоне «трешки» появились в СССР впервые тахометр и набор стильных круглых приборов, включая часы. Двигатель объемом 1,5 литра развивал 77 лошадей и обеспечивал более высокие динамические показатели, чем Москвич с мотором 412. Максимальная скорость ВАЗ-2103 достигала 152 км/ч, а разгон до 100 км/ч занимал 17 секунд — на 2 секунды быстрее, чем у москвичей. Кроме того, ВАЗ-2103 оснастили вакуумным усилителем тормозов, который обеспечивал большую эффективность и надежность по сравнению с гидровакуумным, применявшимся на Москвиче.
Несмотря на престижность Жигулей, к началу 1980-х у двигателей ВАЗ начали проявляться проблемы с распредвалами и преждевременным износом маслосъемных колпачков. Это привело к увеличенному расходу масла и дымности двигателей, что стало распространенной проблемой. На фоне этого двигатель Москвича 412, который в те годы все еще отличался высоким качеством и не требовал добавления масла между техническими обслуживанием, выглядел почти идеальным вариантом. Капитальный ремонт двигателя ВАЗ требовал профессиональной переработки цилиндров, что делало его невозможным в условиях гаража.
При этом, хотя двигатель Москвича, склонный к детонации, мог быть более капризным в плане настройки зажигания и карбюратора, опытные механики и автомобилисты справлялись с этими трудностями. Однако уже в конце 1980-х качество уфимских двигателей стало заметно ухудшаться, а в начале 1990-х на рынке стали встречаться явные бракованные экземпляры.